Как показал анализ состояния производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за январь-сентябрь 2014 года, на предприятиях и в организациях Октябрьского района города Могилева зарегистрировано 14 (за январь-сентябрь 2013 года - 22) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 14 (22) работников, в том числе: 3 (2) несчастных случая со смертельным исходом, 6 (9) несчастных случаев с тяжелым исходом, 1 (0) групповой несчастный случай.
Коэффициент частоты производственного травматизма (количество потерпевших на 1000 работающих) Кч составил 0,32 (0,50), коэффициент тяжести (средняя продолжительность нетрудоспособности одного потерпевшего в днях) Кт составил 21,21 (27,32), число дней нетрудоспособности составило 297 (601) рабочих дней.
В одном случае со смертельным исходом (ООО «Ново Ком») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 2,2 промилле). За январь-сентябрь 2013 года в одном случае со смертельным исходом («СУ № 53» ОАО «Лавсанстрой») погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови этилового спирта – 4,3 промилле).
По результатам проведенных специальных расследований нанимателям было указано на необходимость, в соответствии с пунктом 1.4. Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», рассмотрения вопроса о расторжении контрактов с должностными лицами за однократное грубое нарушение правил охраны труда по пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Нанимателями, в случае установления степени утраты профессиональной трудоспособности медико-реабилитационной экспертной комиссией, с должностными лицами, допустившими нарушения законодательства о труде и об охране труда были расторгнуты контракты.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его, являются:
№ п/п |
ПРИЧИНЫ |
% от общего числа причин |
2013 |
2014 |
1 |
Допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда |
15,38 |
19,67 |
2 |
Невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда |
15,38 |
18,03 |
3 |
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
0,00 |
9,84 |
4 |
Нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда |
23,08 |
8,20 |
6 |
Противоправные действия других лиц |
0,00 |
6,6 |
7 |
Не проведение или некачественное проведение медицинского осмотра потерпевшего |
0,00 |
6,6 |
8 |
Некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта |
7,69 |
4,92 |
9 |
Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства |
0,00 |
3,3 |
10 |
Нарушение потерпевшим правил дорожного движения |
7,69 |
3,28 |
11 |
Нарушение требований безопасности труда другими работниками |
0,00 |
3,28 |
12 |
Нарушение требований проектной документации |
0,00 |
3,28 |
13 |
Привлечение потерпевшего к работе не по специальности |
0,00 |
3,28 |
14 |
Нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения |
7,69 |
3,28 |
15 |
Отсутствие у потерпевшего СИЗ |
0,00 |
3,28 |
16 |
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования |
15,38 |
1,64 |
17 |
Прочее |
7,69 |
1,6 |
За январь-сентябрь 2014 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях Октябрьского района г. Могилева проведено 46 проверок, в том числе 25 плановых и 21 внеплановая проверка.
По результатам проверок было выдано 22 требования (предписания) на устранение 619 выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 11 единиц оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.
К административной ответственности было привлечено 48 юридических лиц и 73 должностных лица.
Проведенный анализ по результатам проверок показывает, что основными нарушениями законодательства об охране труда являются такие нарушения, как некачественное проведение инструктажей и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, не предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами, в том числе допуск работников без выданных им средств индивидуальной защиты (не применение средств индивидуальной защиты работниками), нарушения в части обеспечения безопасности при эксплуатации производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, в том числе нарушения соблюдения требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности, нарушения при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности в части принятия нанимателями и работодателями мер по проведению предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119.
Анализ проверок соблюдения законодательства о труде, проведенных в первом полугодии 2014 года, показал, что характер нарушений, совершаемых нанимателями, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, не изменился.
За январь-сентябрь 2014 года в Могилёвское областное управление поступило 75 обращений граждан, работающих в организациях Октябрьского района г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 36 письменных и 39 устных обращений.
Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта, при этом обращения поступали в основном от работников субъектов малого предпринимательства.
Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не - оказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.
Начальник отдела надзора
за соблюдением законодательства
об охране труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда В.В. Талочкин
Главный государственный инспектор труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда А.Н. Теремов
Главный государственный инспектор труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда Д.В. Довгун |