Требования к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий закреплены в статье 17 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон № 225-З).
Административная ответственность за нарушения в области рекламы предусмотрена в статьях 12.15 и 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Запреты на рекламу алкогольных напитков условно можно разделить на две группы:
— запреты, касающиеся мест размещения (распространения) такой рекламы;
— запреты, касающиеся содержания рекламы алкогольных напитков.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона № 225-З размещать (распространять) рекламу алкогольных напитков запрещено в следующих местах:
на радио и телевидении;
в зданиях (помещениях, сооружениях) организаций системы образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;
в аэропортах, портах, на вокзалах, остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;
на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан;
на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;
на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;
в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
на товарах спортивного назначения и (или) игрушках.
В иных местах (например, в печатных средствах массовой информации, в сети интернет), реклама алкогольных напитков не запрещена, но значительно ограничена по содержанию.
В общих случаях в рекламе алкогольных напитков не должно быть:
информации о физических, химических и иных потребительских свойствах;
сведений о цене;
изображений алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки);
наименований видов указанных напитков;
образов людей или животных, в том числе рисованных, мультипликационных (анимационных), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения алкогольных напитков;
образов, высказываний, внушающих, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека.
Так, нарушением требований абзаца десятого пункта 1 статьи 17 Закона № 225-З будет использование в рекламе алкогольных напитков, например, такой информации: «в рецептуру напитков входят ароматные спирты…», «…в состав напитка, как и в уже выпускаемых аналогах, входят только натуральные компоненты», «…по составам напитков ликероводочного завода можно изучать энциклопедию лечебных трав», «плодово-ягодные…», «виноградные…», «…десертные…» и т. п. Подобная информация характеризует физические, химические и иные потребительские свойства алкогольных напитков.
В пункте 2 Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее — Положение № 1497), даны определения терминов «образы людей или животных» и «изображение потребительской тары (упаковки) алкогольных напитков»:
образы людей или животных — изображение людей, животных, а также литературных и иных персонажей, созданных по подобию людей, животных, за исключением изображения людей, животных, указанных персонажей на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков;
изображение потребительской тары (упаковки) алкогольных напитков — изображение тары (упаковки), предназначенной для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, а также изображение иных предметов, не предназначенных для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, но имитирующих внешний вид такой тары (упаковки), за исключением изображения потребительской тары (упаковки) на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков.
Такие образы, изображения запрещено использовать в рекламе алкогольных напитков.
Также не допускается указывать в рекламе наименования видов алкогольных напитков. Например, нарушением будет использование в рекламе слов «водка», «ликер», «вино», «коньяк», «настойка» и т. п.
Не будет являться нарушением указание в рекламе наименования алкогольного напитка, например, «Полесье с зубровочкой», «Беларуская гарэлка», «Особая», «Столичная», «Martini», «Hennesy», «Finlandia» и т. д.
К высказываниям, внушающим, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека, будут относиться, например, такие «…целебный напиток…», «…компоненты, которые делают этот вид продукции полезным для здоровья…», «…этот напиток будет хорошим дополнением к чаю при простуде», «такие напитки будут хорошим дополнением к отдыху» и т. д.
Вместе с тем, абзац десятый пункта 1 статьи 17 Закона № 225-З содержит исключение: в рекламе алкогольных напитков, можно указывать информацию об их физических, химических и иных потребительских свойствах, цене, изображать алкогольные напитки и их потребительскую тару (упаковку) при условии, что эта реклама размещается (распространяется) в местах продажи этих напитков — например, в магазинах, кафе, барах, ресторанах и т. п.
Иногда места продажи алкогольных напитков находятся в аэропортах, кинотеатрах. В таких случаях при решении вопроса о возможности размещения (распространения) рекламы алкогольных напитков и определении содержания такой рекламы следует исходить из следующего.
Если, например, реклама алкогольного напитка размещается (распространяется) в баре (являющемся типом торгового объекта общественного питания и местом продажи алкогольных напитков), расположенном в изолированном помещении в здании (или на территории) аэропорта, такая реклама будет являться рекламой, размещаемой (распространяемой) в месте продажи алкогольного напитка, а не рекламой, размещаемой (распространяемой) в здании аэропорта.
Если же бар расположен непосредственно в помещении здания аэропорта и не изолирован от пространства помещения аэропорта, реклама алкогольных напитков является рекламой, размещаемой (распространяемой) непосредственно в здании аэропорта, и будет нарушать требование абзаца четвертого пункта 1 статьи 17 Закона № 225-З.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 17 Закона № 225-З также запрещено размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков в зданиях (помещениях, сооружениях) организаций культуры.
Кинотеатры являются зданиями (помещениями, сооружениями) организаций культуры. Поэтому, в баре, расположенном непосредственно в помещениях кинотеатра и не изолированном от пространства помещений этого кинотеатра, реклама алкогольных напитков в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 17 Закона № 225-З запрещена.
Существует еще одно исключение из запретов рекламы алкогольных напитков. Оно предусмотрено пунктом 2–4 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий». Так, согласно указанному пункту ограничения и запреты на рекламу алкогольных напитков, установленные иными законодательными актами, не распространяются на рекламу алкогольных напитков, размещаемую производителями этих напитков на своих сайтах в сети Интернет и содержащую информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков.
Таким образом, производители алкогольных напитков на своих интернет-сайтах могут указывать информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков.
Необходимо обратить внимание на то, что реклама алкогольных напитков должна содержать информацию о вреде, который наносит здоровью человека их потребление.
Содержание и размер такой информации для рекламы алкогольных напитков в печатных средствах массовой информации, определены в пункте 6 Положения № 1497.
Так, предупредительная надпись о вреде, который наносит здоровью человека потребление алкогольных напитков, должна быть следующего содержания: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью», выполнена четкими буквами, цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой находится информация, размещаться в нижней части по всей длине площади рекламы и занимать не менее 10 процентов площади рекламы.
Требований к содержанию и размеру такой надписи в рекламе, размещаемой (распространяемой) в иных местах (например, в сети Интернет, в рекламных листовках, в местах продажи алкогольных напитков) законодательство о рекламе не содержит.
Таким образом, законодательством установлен ряд запрещающих норм по местам размещения (распространения) рекламы алкогольных напитков, а также по ее содержанию. |