Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Война в судьбе протоиерея Печать E-mail
19.03.2021 г.

При изучении документов, переданных недавно в фонд музея Могилевской епархии климовчанкой Людмилой Старченко, дедушка которой Вячеслав Лопатинский с 1949 года  служил благочинным Климовичского округа и настоятелем Свято- Михайловского храма г. Климовичи, особенно заинтересовала одна справка. 31 мая 1942 года о. Вячеславу сообщалось о том, что согласно с резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Афанасия, епископа Витебского и Полоцкого, управляющего Новогрудской епархией, Лопатинский награждался саном протоиерея.

Однако интерес вызвало не только содержание документа оккупационного периода, но и подпись «За секретаря свящ. Павел Кирик».

Лекарства для подземного госпиталя

Жизненный путь священника Павла Кирика, служившего с июля 1960 года по сентябрь 1967 года благочинным Шкловского округа и настоятелем Спасо-Преображенского храма в Шклове, занимает меня давно. С тех пор, как в Госархиве Могилевской области ознакомилась с «Докладной запиской» протоиерея Павла Кирика на имя уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Могилевской области Павла Петрова. Написана она была в связи с публикацией в 1961 году в областной партийной газете статьи «Дакументы выкрываюць», в которой Павел Кирик  голословно обвинялся в сотрудничестве в годы Великой Отечественной войны с оккупантами, т.к. с марта 1942 года по 1944 год служил секретарем епископа Афанасия (Мартоса) в Новогрудке.

«Очень горько было прочитать в газете обвинение меня в сотрудничестве, в то время, когда я в годы оккупации помогал сколько мог борцам за свободу—партизанам, доставляя им через своего брата лекарства, укрывал советского офицера и способствовал спасению евреев, все это под страшной угрозой расстрела»,--писал о. Павел Кирик.

Следует пояснить, что его родной брат, Борис Кирик, служил священником в д.Ятра Новогрудского района. В миру он имел фельдшерское образование. В годы войны о. Борис собственноручно выкопал под полом церковного дома огромный погреб, где устроил госпиталь на 10 коек для партизан. О.Борис выписывал рецепты, а о.Павел получал по ним лекарства в новогрудской аптеке у знакомого фармацевта, дочери священника. Еженедельно к брату—секретарю епископа—приезжал за лекарствами партизанский батюшка. Однако нашелся предатель, выдавший лекаря-священника. Фашисты арестовали его вместе с женой и двумя прихожанами. О.Бориса поместили в концлагерь, где пытали, на теле живого человека вырезали кресты, но священник никого не назвал—ни брата-помощника, ни аптечную служащую. «О партизанской деятельности и гибели моего родного брата священника Бориса Константиновича Кирика можно узнать в Музее Отечественной войны, где хранится листовка, призывающая партизан отомстить за смерть моего брата. Факт снабжения мною лекарствами подземного госпиталя брата в Ятре засвидетельстован одним из партизанских командиров и справка об этом была предоставлена моей женой в Верховный Совет СССР при прошении о пересмотре моего дела, где и хранится», - пояснял о. Павел.

Красноармейца определил в келейники

В этой же «Докладной записке» Павел Кирик привел факт оказания помощи советскому офицеру, бежавшему из плена. В апреле 1942 года секретарь прибыл в Жировичский монастырь, чтобы подготовить помещение для епископа. Кстати, с будущим епископом Афанасием (Мартосом) Павел Кирик познакомился во время учебы на Богословском факультете Варшавского университета: тогда архимандрит Афанасий являлся воспитателем студенческого интерната. На должность секретаря епископа о. Павла  рекомендовал священник—родственник его супруги.

Настоятель монастыря архимандрит Серафим Кудрявцев доложил Кирику, что к нему обратился с просьбой о помощи бежавший из лагеря для военнопленных старший лейтенант Красной Армии, который скрывался в лесу. «Архимандрит заявил, что решение вопроса возлагает на меня, т.к. я представляю лицо архиерея»,-- рассказывал в докладной Кирик.—Не принять его в монастырь—может погибнуть, принять—самому будет грозить расстрел, как об этом было сказано в немецком приказе, наклеенном на воротах монастыря. Тронутый изможденным видом несчастного беглеца, взял его на службу к архиерею в качестве келейника. Его фамилия—Сергей Воронин. Сейчас он проживает в Туле и работает на одном из заводов».

Помощь евреям

В Жировичском мужском монастыре проживала пожилая монахиня Серафима, еврейка по национальности, принявшая крещение. Летом 1942 года немцы издали приказ, чтобы все евреи, под страхом смерти, собирались в гетто. Секретарь посоветовал епископу написать рекомендательное письмо настоятельнице женского монастыря на Волыни, где Серафиме можно будет «затеряться» среди сестер. Старуха переоделась в крестьянское платье, зашив в него письмо епископа. О.Павел посоветовал ей притвориться глухонемой, чтобы не выдать себя характерным акцентом, и притвориться нищенкой. «Я отдал ей на дорогу всю свою зарплату и все продукты. Серафима благополучно дошла, как я потом узнал после освобождения»,-- вспоминал священник.

Был в его практике и другой случай, когда пришлось в сентябре 1942 года переехать с епископом Афанасием и келейником Сергеем Ворониным (спасенным красноармейцем) в Новогрудок. По приезду о. Павел повел больную жену в больницу, где к нему сразу же подошли врачи-евреи. В разговоре они спросили, как в Слониме сложились судьбы их коллег-евреев? Здесь немцы уверяли, что они могут спокойно работать. Кирик посоветовал им срочно спасаться у партизан: слонимские врачи-евреи были уже расстреляны, а новогрудские об этом еще не знали. В ту же ночь они ушли в лес. После освобождения Кирик встречал этих врачей , они горячо благодарили его и называли своим спасителем.

Арест в мирное время

Самые добрые слова о. Павел адресовал в своих воспоминаниях епископу Афанасию, у которого в годы войны служил секретарем, рассказав о заступничестве архиерея перед оккупантами за группу жителей д.Еремичи Кореличского района, обвиняемых в сотрудничестве с партизанами. «Надо было видеть с какими рыданиями и слезами благодарили епископа Афанасия и меня эти люди!»-- свидетельствовал Кирик, сопровождавший Владыку при визите к гебитскомиссару. Это был единственный случай, когда о.Павел побывал в немецком учреждении. Если не считать того, что 17 дней он провел в немецкой тюрьме за передвижение без пропуска.

После освобождения Новогрудка и назначеия  благочинным и настоятелем  местного собора Кирик, собрав среди верующих большое количество масла, яиц, муки, полотна и проч., передал все это в госпиталь для раненых. Весной 1947 года он собрал и сдал от церквей Новогрудского благочиния в отделение Госбанка в фонд помощи детям и сиротам бойцов Советской Армии 246 тысяч рублей.

В послевоенное время о.Павла арестовали в 1951 году, обвинив в принадлежности к антисоветской националистической организации и антисоветской агитации. Каждую ночь допрашивали священника, вынуждая признаться в сотрудничестве с оккупантами, но он не признал себя виновным. Павла Кирика приговорили к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовом лагере.Освободили со снятием судимости через пять с половиной лет.

Патриаршая грамота за служение на Шкловщине

Служение на Шкловщине  стало отдельной страницей в судьбе о.Павла Кирика. В апреле 1965 г. он был награжден Патриаршей грамотой в память об обнаружении в Шкловском районе иконы и жития преподобного Мартина Туровского. Об этом блаженном известно, что в XII веке Мартин служил поваром при туровских епископах в монастыре св. князей Бориса и Глеба. После ухода в отставку по старости он принял монашество. Во время тяжелой болезни, когда никто не навещал старика, он горячо молился и взывал о помощи к св. князьям Борису и Глебу. Они явились точно в таком виде, как изображались на иконе, и исцелили больного.

«Протоиерей Павел Кирик за свою жизнь пережил несколько исторических эпох. В его судьбе соседствуют трагизм и драматизм внешних событий, а также несокрушимая личная вера в Бога, сопряженная с горячей молитвой»,-- писал о бывшем Шкловском благочинном исследователь его жизненного пути священник Владимир Горидовец . Вся «вина» о. Павла заключалась в том, что честно исполнял свой пастырский долг, способствуя укреплению Православия на белорусской земле, при этом занимая ответственные должности в Церкви.

…О. Павел Кирик был реабилитирован посмертно, в 1992 году.

Последнее обновление ( 19.03.2021 г. )
 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев