Окружая ребенка постоянными запретами, мы ограничиваем его жажду исследования окружающего мира, а значит, тормозим его развитие.
По мнению детских психологов, проблема запретов является важной частью воспитательного процесса. «Не кричи!», «Не бегай!», «Здесь нельзя играть!», «Не балуйся!», «Не трогай это!»... Как часто ребенок слышит эти фразы! Многие родители используют слова «нет» и «нельзя» в адрес своего ребенка несколько десятков раз в день. Стоит ли говорить, что не всегда дети реагируют на запреты так, как хотелось бы.
Постоянные родительские запреты ведут к ряду комплексов в будущем у ребёнка. Ребенок становиться эгоистичным и прагматичным, перестаёт мечтать, интересоваться окружающим миром, исчезают лидерские качества.
Родители, выросшие в большом количестве запретов, разрешают ребёнку все. И это тоже ошибка, потому что это рождает в детях тревогу, беспокойство.
Запрет на самом деле — это некая граница, которую мы ставим ребенку для того, чтобы действительно его защитить — главным образом. Для того, чтобы ребенок понимал, что можно — что нельзя, где стоит остановиться. И как ни странно, запреты — не смотря на то, что детьми они воспринимаются без энтузиазма, само собой — и очень часто на запреты дети реагируют обидой, раздражением, злостью, возмущением — но запрет все равно важен для ребенка потому, что он позволяет, как любая граница, успокоиться. Понять, что есть кто-то — большой и взрослый — который смотрит за мной — что мне можно, а что нельзя, где мне стоит остановиться.
- Запретов не должно быть много. Подумайте, действительно ли то, что вы ходите запретить, имеет непоправимые последствия? Так ли страшно, если малыш испачкается, играя с красками, или прыгнет в лужу? Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку).
- Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым. В некоторых семьях складывается ситуация, когда один из родителей старается быть строгим, а другой, наоборот, добрым и все разрешает.
- Нельзя — значит нельзя! Не отменяйте свой запрет, даже если ребенок будет вас упрашивать, плакать или кричать. Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения и научиться хорошо себя вести.
- Выберите подходящую интонацию. Психологи утверждают, что запреты нужно озвучивать спокойным тоном, четко и уверенно. Ребенок не должен заподозрить в ваших словах сомнение, иначе он вряд ли воспримет вас всерьез.
- Не ссылайтесь на мнение других людей. Их обилие может привести к тому, что ребенок станет придавать излишнюю важность оценкам и мнениям других людей. Чтобы этого не произошло, не объясняйте свои запреты, ссылаясь на окружающих. Озвучивайте ребенку свое личное мнение и чувства, которые вы испытываете в данной ситуации.
Чаще всего родитель запрещает ребенку тогда, когда хочет его от чего-то защитить, либо в воспитательных целях, формируя привычку.
Запреты просто необходимы в следующих сферах жизни ребенка:
- Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те действия, которые могут повредить здоровью ребенка или несут угрозу его жизни.
- Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом неуважения в отношении другого человека.
- Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей. Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.
Помните, что вы являетесь для своего ребенком самым важным человеком на свете! Чаще хвалите его, проявляйте внимание, слушайте, уважайте его свободу. Только тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе, сильным человеком.
Психолог учреждения «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г.Могилева» не только подскажет вам, как правильно запрещать ребенку, но и поможет справиться с другими возможными трудностями, возникающими в процессе воспитания.
Отделение социальной адаптации и
реабилитации |