Крещение считается одним из великих церковных праздников в память христианского обряда, принятого Спасителем. В канун Крещения и в сам день Крещения в храмах после обедни совершается ритуал великого освящения воды. Прихожане из церкви крестным ходом идут на реку или озеро, где в проруби, высеченной в форме креста, освящают воду. А если вблизи храма имеется обустроенный источник, как в деревне Полыковичи, недалеко от Могилева, то к нему сходятся жители всех окрестных мест.
Крещенской водой, которую приносят из церкви, окропляются все углы в домах и помещениях. Вода хранится весь год как панацея от всех болезней и недугов. Крещенский снег и лед, собранные в крещенскую ночь, также считаются священными, ими обтирают больных и немощных, и тем становится легче. И верующие, и сомневающиеся в этот день стремятся окунуться в водоеме в полный рост, омывая себя святой водой, и в шутку обрызгать ею не решающихся последовать их примеру.
Сегодня в Могилеве из-за теплых зим крестный ход к реке — явление нечастое, но еще каких-нибудь сто лет назад без него праздник Крещения не обходился и был обязательным для всех верующих.
В начале 1916 года последний российский император Николай II, бывший в ту пору Верховным главнокомандующим в Ставке в Могилеве, записал в своем дневнике: «Крещение Господне. Утром было 15 мороза, в полдень 7, а во время моей прогулки 5. После чая отправился к архиерейской службе в церкви, оттуда крестный ход спустился к Днепру с правой стороны моста. Все части гарнизона стояли шпалерами, батареи произвели салют в 101 выстрел, и аэропланы летали над головами. Погода была тихая, приятная. В 11 1/2 был уже в штабе на докладе. Читал до прогулки и писал после. Вечером играл в кости».
Паломничество за святой водой выступало неотъемлемой чертой городского быта губернского центра. «Накануне Крещения, — указывал могилевский этнограф И.Рубановский, — в церкви бывает водосвятие и каждый домохозяин или сам, или его домашние приносят с собою кувшин, чтобы почерпнуть освященной воды. По окончании водосвятия все бросаются поскорее зачерпнуть освященной воды, в той уверенности, что вода, почерпнутая раньше, чем успели зачерпнуть другие, действительнее. По возвращении домой все пьют освященную воду и садятся ужинать; обеда в этот день не бывает, и все, даже дети, до освящения воды постятся, ничего не едят. Ужин бывает постный: сельди, рыба соленая, вареная и жареная, и, наконец, кутья пшеничная или ячменная с медом или конопляным маслом — эта третья, так называемая постная кутья; в этот день приглашают священника окропить дом священною водою. На другой день, выслушав заутреню и раннюю обедню в своей приходской церкви, все идут потом еще на позднюю обедню в ту церковь, из которой бывает крестный ход на реку для водосвятия; по освящению воды, все берут освященную воду, а также и ветви елок, которыми обставлена была прорубь на реке, где освящена вода. Богоявленская вода сохраняется в продолжении целого года: ее употребляют в разных болезнях, преимущественно детских, происшедших „от сглаза“, с похвалы ребенка, сказанной в худой час. Ветви „иорданской елки“ жгут и ими подкуривают детей, когда те болеют от испуга и прочего. Вечером каждое семейство или идет в гости, или принимает у себя гостей, и так как это последний день праздника, последний святой вечер, то „хорошенько выпить“ считается долгом».
Наряду с освящением воды праздник Крещения заключал в себе и таинства иного рода, восходящие еще к языческим культам. Речь идет о гаданиях, которые в ортодоксальном христианстве осуждались и считались ворожбой, но церковь закрывала на это глаза, поскольку гадания стали народной традицией и серьезно не мешали вере. «Если девушки собираются где-нибудь одни, — продолжает И.Рубановский, — без мужчин, или остаются дома, то они гадают; растапливают воск и по фигурам, которые образуются из растопленного воска, стараются угадать свою судьбу. Выбегают на улицу и спрашивают имена прохожих: какое имя услышит девушка — это будет имя суженого. Подслушивают под окнами соседей: если в доме слышится спокойный разговор или смех — хорошая примета, если же спор или брань — дурная примета, — жизнь в замужестве будет неспокойная. Бросают башмак за ворота, и в какую сторону он упадет носком, оттуда нужно ждать жениха. В праздничные вечера в более зажиточных семействах устраивали „вечеринки“, приглашали в назначенный вечер знакомых и родных, звали музыкантов — две, три скрипки и цимбалы, устраивали танцы — кадриль, вальс, польку, гостей угощали чаем, яблоками, орехами, вареньем, и потом все оканчивалось ужином, во время которого мужчины и пожилые женщины усердно угощались хозяевами водкой и различными наливками. Возвратиться с вечеринки пошатываясь, считалось признаком хорошего, достаточного угощения».
Однако нельзя не сказать о гадании иного рода, связанном с откровенной мистикой и оккультизмом и имевшем иногда зловещие последствия для гадавших. В широком обиходе было распространено гадание на суженого с использованием зеркала. Зеркало в представлении наших предков было не только гладкая, отполированная блестящая поверхность, дающая отражение находящихся перед ней предметов, но и входом в другой мир, где обитали иные сущности. Народ верил и верит сейчас, что зазеркалье действительно существует. Разбить зеркало считалось дурным предзнаменованием, а если в доме находился покойник, то зеркало обязательно накрывали черным крепом. Сам процесс гадания проходил в бане, это было единственное сооружение на мещанском подворье, которое почему-то не освящалось священником и в нем не полагалось держать икон и даже маленьких образков.
С баней и гаданием в ней связано достаточное количество очень неприятных случаев, зафиксированных людьми официальными — врачами «скорой помощи» и работниками милиции, так что таинства гадания — это вовсе не бабушкины сказки. Гадающие девицы должны были приходить в баню в полночь, сняв украшения и нательные кресты, раздевшись до нижней рубашки. Белье тоже полагалось снимать. Девушки должны были выглядеть так же, как их далекие предки по женской линии задолго до прихода христианства на Русь. Если в предбаннике все же висела икона, то ее обязательно выносили. Теперь гадающая должна была оставаться одна в освещенном свечами помещении, которое тоже выглядело, как в незапамятные времена, и воззвать к неким сущностям или существам, которые и должны были открыть имя и внешность суженого. Гаданию в бане предшествовал визит молодой особы к знахарке-колдунье. Таких колдуний сейчас имеются считанные единицы на всю страну, но и в позапрошлом веке их было очень немного. Знахарка могла не только познакомить с тщательно выверенной по старым оккультным книгам «технологией» гадания, но и снабдить приворотным зельем и даже помочь прервать нежелательную беременность так, что никто и не увидел бы никаких изменений. Но самым главным являлось выполнение главного совета колдуньи для гадающей девушки — вовремя набросить платок на зеркало, в котором что-то приближалось к смотрящей. Потому что если вовремя не накинуть, у бредущего по световому коридору к гадающей появляются рога, лицо страшно искажается, и последствия гадания могут быть любыми.
В дореволюционных журналах время от времени появлялись фотографии лиц девушек, не успевших накинуть на зеркало платок во время гадания как назидание не знаться с нечистой силой. Между тем даже и сегодня, в век коллайдера и Интернета, гадание в бане на Крещение вновь входит в моду среди богемной элиты Москвы и Петербурга. Но все же Крещение — праздник светлый и в центре его — вода, которая во всех водоемах в этот день становится святой. С древнейших времен вода была символом очищения, а погружение в нее — знамением покаяния. Наряду с этим она выступала и символом жизни — как необходимая материя для существования человека. Погружаясь в воду в праздник Крещения, человек отказывается от совершения зла, смывает с себя грязь греха и становится чистым душой и телом.
Борис СИДОРЕНКО, «Могилевская правда» |