Членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь совсем недавно одобрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Разговоры и споры о том, что подросткам, не достигшим 16-летнего возраста, нельзя находиться на улице после 23.00 без сопровождения взрослых, не утихают. Кто-то высказывается за новый законопроект, некоторые называют данное ограничение «комендантским часом». Его комментирует член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Ирина РАИНЧИК.
— Ирина Анатольевна, в связи с чем возникла необходимость вносить изменения в уже существующий нормативный правовой акт?
— По статистике 40% всех ночных нарушений происходит с участием несовершеннолетних или в отношении детей. В целях защиты их от преступлений и иных правонарушений, пресечения распространения преступности среди несовершеннолетних было решено установить обязанность для «родителей (опекунов, попечителей) сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с 23.00 до 6.00 вне жилища либо обеспечить их сопровождение совершеннолетними лицами».
Данный запрет, к слову, — это мировая практика. Скажем, в Краснодарском крае Российской Федерации детям до семи лет в общественных местах можно появляться только в сопровождении родителей или уполномоченных ими лиц в любое время суток, детям до 14 лет без сопровождения можно находиться на улице только до 21.00, подросткам до 18 лет — до 22.00.
Молодым людям до 16 лет запрещается вход в любые питейные заведения, детям до 14 лет нельзя участвовать в конкурсах красоты. Всем несовершеннолетним запрещается выступление на концертах и любых культурных мероприятиях после 22.00.
Для работы над проектом данного закона в Беларуси была создана целая группа, в которую вошли представители Верховного суда, МВД, прокуратуры, министерств образования, здравоохранения, культуры, труда и соцзащиты. Состоялось почти 30 заседаний. За время работы над проектом закона из различных ведомств и просто от граждан поступило около двух тысяч предложений.
Разработчики постарались учесть все возможные варианты обеспечения, в первую очередь, безопасности подростка: если не сработала семья, то должна сработать милиция, школа, социальное учреждение. Введение ограничительных мер превентивного характера будет способствовать обеспечению неприкосновенности личности ребенка, защиты его физического, нравственного и духовного здоровья. Кроме того, профилактические меры, предлагаемые проектом закона, будут способствовать снижению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, путем превентивного помещения несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.
— Логично предположить, что и определенные санкции накладываются на тех, кто не подчиняется «правилам» нового закона.
— Безусловно. Правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин. Деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года будет содержать дополнение к статье 3.5, устанавливающее, что дела о таких правонарушениях рассматривает районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних. Протоколы об этих правонарушениях имеют право составлять должностные лица органов внутренних дел.
— Какие еще нововведения появились в законопроекте?
— Во-первых, определены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится профилактическая работа — безнадзорные, беспризорные, занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством, и т. д. Кроме того, определена компетенция органов образования, здравоохранения, по труду, занятости и социальной защите при осуществлении профилактической деятельности. Новая редакция статей закона расширяет перечень категорий несовершеннолетних, которые направляются в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, и определяются условия их помещения в эти учреждения. Это касается, например, несовершеннолетних, находящихся в стадии алкогольного опьянения, или несовершеннолетних, которые нарушает правила дорожного движения, управляя транспортом без соответствующих документов. Определен порядок приема несовершеннолетних в социально-педагогические учреждения, передачи родителям несовершеннолетних, когда их задерживают. Уточняется определение таких видов специальных учебно- воспитательных учреждений, как специальная школа закрытого типа, специальное профессионально-техническое училище закрытого типа, понятие специального лечебно- воспитательного учреждения. Очень важно, что изменяется минимальный возраст детей, которые могут направляться в них. Если раньше это было четырнадцать лет, то сегодня возрастная планка снижена до одиннадцати лет.
— Ирина Анатольевна, когда данный нормативный правовой акт обретет законную силу?
— В соответствии со статьей 8 Закона «о внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» он вступает в силу чер 3 три месяца после официального опубликования.
Юлия Фартух
|