Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Социальная защита arrow Полезная информация arrow ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТНИКУ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТНИКУ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ Печать E-mail
05.12.2017 г.

При выдаче справок для целей пенсионного обеспечения следует помнить, что в случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, происшедших после увольнения работника, к данным документам дополнительно прилагается справка о реорганизации или переименовании организации.

Документы о стаже работы

В соответствии с п. 5 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий1 (далее – Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа) в документах, выдаваемых в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и других периодов, засчитываемых в стаж работы, должны быть указаны номер и дата выдачи, фамилия, собственное имя, отчество лица, которому выдается документ, место работы, период работы, профессия (должность), период иной деятельности, сведения о других периодах, засчитываемых в стаж работы, основания их выдачи. Эти документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации (архивного учреждения).

Если собственное имя, отчество или фамилия лица, указанные в документе, подтверждающем стаж работы, не совпадает с его собственным именем, отчеством или фамилией, указанными в документе, удостоверяющем личность, свидетельстве о рождении, то согласно п. 6 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа факт принадлежности этого документа данному лицу устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене собственного имени и других документов, содержащих необходимые сведения, либо в судебном порядке.

При невозможности полностью или частично документально подтвердить стаж работы он может устанавливаться на основании свидетельских показаний согласно правилам гл. 3 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа.

Порядок включения в стаж работы отдельных видов работ определяется ст. 53 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями (далее – Закон), особенности подтверждения периодов работы для отдельных категорий граждан определяются гл. 5 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа.

Льготы по исчислению стажа работы устанавливаются ст. 52 Закона.

Порядок исчисления стажа работы определяется гл. 7 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа (в частности, согласно п. 38, 39 указанного Положения периоды работы по трудовой книжке исчисляются от даты приема на работу до даты увольнения. День увольнения считается последним рабочим днем. При подсчете стажа работы, в том числе специального, к полученной продолжительности стажа работы по каждому случаю увольнения добавляется один день).

Согласно ч. 1 п. 40 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, периодов иной деятельности и других периодов, засчитываемых в стаж работы, за исключением периодов, предусмотренных п. 41–45 указанного Положения, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). Каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Из подпункта 2.3.3 п. 2 Методических рекомендаций по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и предоставлению документов к назначению пенсий2 (далее – Методические рекомендации) следует, что если при подсчете стажа, в т.ч. специального, по трудовой книжке будет установлено, что у работника его недостаточно для назначения соответствующего вида пенсии или имеются длительные перерывы вработе, то такой работник приглашается в отдел кадров для уточнения наличия у него других документов, подтверждающих его трудовую или иную деятельность, засчитываемую в стаж работы, дающий право на пенсию. В случае необходимости представитель нанимателя обязан принять меры к истребованию соответствующих документов, а в соответствующих случаях – розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

Республика Армения, Республика Молдова, Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Кыргызская Республика, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина подписали Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, которое вступило в силу 13 марта 1992 г. (далее – Соглашение). Пункт 2 ст. 6 Соглашения гласит, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения.

 Стоит заметить, что в настоящее время понятие «непрерывный трудовой стаж» в действующем пенсионном законодательстве отсутствует. Непрерывный стаж работы заявителя не влияет на размер его пенсии.

 Продолжительность трудового стажа заявителя влияет на размер его пенсии: чем больше трудовой стаж при прочих равных условиях, тем выше размер пенсии.

Документы о заработке

Согласно ст. 58 Закона в заработок для исчисления пенсии включаются:
– выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающего гражданина по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, выплаты застрахованному лицу, подлежащему обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), на которые согласно законодательству о государственном социальном страховании начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы в указанный бюджет;
– премии и иные выплаты включаются в заработок за тот месяц, в котором они получены;
– пособие по временной нетрудоспособности либо сохранявшийся за работником средний заработок за соответствующие периоды.
Заработок, который учитывается для исчисления пенсии, как следует из ч. 1, 2 п. 15 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»3 (далее – Положение), подтверждается:
– до 1 января 2003 г. – справкой, выдаваемой работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной заработной плате. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы;
– после 1 января 2003 г. – выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выдаваемой районными (городскими) отделами фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН).

Установление заработка на основании свидетельских показаний не допускается. Выписки из штатного расписания об окладе по должности, профсоюзные билеты и другие не могут служить документами, подтверждающими фактический заработок.

Однако если отсутствует возможность получения заявителем документов о заработной плате, то установление сведений о размере заработка, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, может осуществляться в судебном порядке. Заявитель вправе обратиться в суд об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. В этом случае в качестве доказательств могут быть представлены выписки из штатных расписаний определенного периода с указанием тарифной ставки (оклада) по соответствующей профессии (должности), профсоюзные (партийные) билеты с указанием взносов, расчетные книжки (листки), свидетельские показания, другие доказательства. На основе представленных доказательств и сведений о несохранности документов о заработке суд выносит решение.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 ноября 2007 г. № 148 утверждена форма справки о заработке для исчисления пенсии и установлены правила ее заполнения.

 Согласно ч. 3 п. 15 Положения справка о размере заработка заверяется подписью и печатью работодателя. В случае отсутствия печати у индивидуального предпринимателя либо у физического лица, предоставляющих работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, справка о размере заработка работника заверяется подписью указанных работодателей и печатью местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию предпринимателя и зарегистрировавшего трудовой договор физического лица с работником.

Если справка выдается организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы, то она заверяется подписью и печатью руководителя этой организации.

Справка регистрируется в журнале регистрации.

После 1 января 2003 г. заработок подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Работодатель по месту работы заявителя в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении пенсии представляет в районный отдел ФСЗН индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (далее –форма ПУ-3), тип формы – «назначение пенсии», что следует из ч. 5 п. 16 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования4.

Форма ПУ-3 заполняется и представляется плательщиком страховых взносов на основании документов бухгалтерского учета и иных документов о начислении, уплате обязательных страховых взносов, периоде (периодах) занятости работников на работах, подлежащих включению в специальный стаж.

По желанию обратившегося за пенсией заработок за месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с поступлением на работу или увольнением с работы, а также в связи с обращением за назначением пенсии учитывается как заработок за полные месяцы, согласно ч. 4 ст. 57 Закона.

 С 1 января 1993 г. по 31 декабря 1999 г. пенсии исчислялись исходя из фактического заработка за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет работы независимо от имеющихся перерывов. Начиная с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2014 г. ежегодно при назначении пенсии 5-летний период, за который учитывался заработок для исчисления пенсии, а также 15-летний период, из которого он избирался обратившимся за пенсией, увеличивался на один год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию, и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы.

С 2015 года пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда (часть первая статьи 51 Закона), учитывается фактический заработок. В периодах, указанных в части второй статьи 51 Закона, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Периоды, указанные в части второй статьи 51 Закона, учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

В случаях, когда стаж работы обратившегося за пенсией менее установленного периода, заработок для исчисления пенсии определяется за фактически имеющийся стаж работы.

Работникам, занятым на сезонных работах, предусмотренных частью второй статьи 53 Закона, заработок для исчисления пенсии определяется за соответствующее количество полных сезонов. При этом заработок за каждый полный сезон учитывается как заработок за год.

В случаях, когда стаж работы обратившегося за пенсией менее одного календарного месяца, заработок для исчисления пенсии определяется путем деления заработка за календарные дни стажа работы на число этих дней и умножения полученной суммы на 30.

В случаях, когда в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций у работодателей не сохранились документы о фактическом заработке, по желанию обратившегося за пенсией не включается в период, из которого избирается заработок для исчисления пенсии, время работы, за которое не сохранились документы о заработке. Если документы о фактическом заработке сохранились менее чем за период работы, из заработка за который исчисляется пенсия, заработок за каждый месяц недостающего периода принимается в размере среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации, определяемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике при назначении трудовых пенсий производится корректировка фактического заработка. Указанная корректировка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при перерасчете трудовых пенсий в соответствии со статьей 70 Закона, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде.

 

Пакет документов, представляемый для назначения трудовой пенсии (при подготовке документов работодателем)

Вид пенсии Представляемые документы
Все виды пенсий 1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт, вид на жительство и т.д.).
2. Заявление о назначении (перерасчете) пенсии.
3. Представление.
4. Документы, подтверждающие стаж работы (при необходимости – специальный стаж работы).
5. Справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования
По возрасту, ч. 2 п. 8 Положения В необходимых случаях представляются:
– при назначении пенсии многодетным матерям – документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;
– документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;
– при назначении пенсии матерям военнослужащих – документ о смерти военнослужащего и о причинной связи смерти с исполнением обязанностей военной службы, а также документ, подтверждающий родственные отношения с умершим (если это не усматривается из документа о смерти);
– документы о наличии у заявителя заболевания, предусмотренного ст. 21 Закона;
– при назначении пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – соответствующее удостоверение и документы о времени работы в 10-километровой зоне;
– при назначении пенсии в соответствии со ст. 33 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» с последующими изменениями – документы о наличии профессионального заболевания, связанного с лучевым воздействием на работах по эксплуатации Чернобыльской АЭС или в зоне эвакуации, или об инвалидности в результате последствий катастрофы;
– при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями – документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;
– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;
– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);
– документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня»;
– при назначении пенсии инвалидам войны и инвалидам с детства районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите прилагает полученное от медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК) заключение МРЭК (выписку из акта освидетельствования в МРЭК)
По инвалидности, ч. 2 п. 9 Положения В необходимых случаях представляются:
– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;
– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– заключение МРЭК или врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в постоянной посторонней помощи;
– справка жилищно-эксплуатационной организации или сельского (поселкового) Совета депутатов о составе семьи (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);
– документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня»;
– документ, содержащий сведения о неназначении ежемесячной страховой выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в отношении лиц, имеющих право на указанную выплату;
– документ, содержащий сведения о нахождении инвалида на государственном обеспечении
По выслуге лет, ч. 2 п. 11 Положения В необходимых случаях представляются:
– документ об увольнении с летной работы по состоянию здоровья или по болезни, удостоверяющий право заявителя на пенсию в соответствии с п. «а» ст. 47 Закона;
– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии со ст. 68 Закона;
– документы, удостоверяющие право заявителя на повышение пенсии в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов

Документами, удостоверяющими личность заявителя, являются:
– паспорт гражданина Республики Беларусь;
– вид на жительство в Республике Беларусь;
– удостоверение беженца.

Как следует из п. 29 Положения о документах, удостоверяющих личность5, в случае утраты (хищения) паспорта предъявляется справка соответствующей формы, подтверждающая личность гражданина, на срок не более одного месяца до получения нового паспорта.

Согласно п. 25 Положения документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены в подлинниках или в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите.

Справки о стаже работы и заработке представляются в подлинниках. В тех случаях, когда доказательством стажа работы служит трудовая книжка, представляется выписка из нее (копия), засвидетельствованная работодателем по месту последней работы или районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. Трудовая книжка прилагается к заявлению (представлению) для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в копии трудовой книжки.

 Представление документов в органы по труду, занятости и социальной защите.

Согласно ст. 80 Закона пенсии назначаются со дня обращения за пенсией.
Исключение составляют пенсии, которые назначаются с более раннего срока:
– пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности;
– пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите. Если заявление (представление) о назначении пенсии пересылается по почте и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

Подготовив все требуемые для конкретного вида трудовой пенсии документы, представитель нанимателя представляет их в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. Если работающий заявитель желает по каким-либо причинам представить документы, необходимые для назначения пенсии, самостоятельно, то закон не запрещает ему это сделать.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом, назначающим пенсии, не позднее 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления недостающих документов для назначения пенсии согласно ч. 1 ст. 78 Закона.

При приеме документов в соответствии с п. 40 Положения районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите:
– проверяет правильность оформления заявления и представления и соответствие изложенных в них сведений трудовой книжке и другим документам;
– осуществляет предварительную правовую оценку документов и содержащихся в них сведений;
– при необходимости сверяет копии документов с подлинниками и заверяет копии.
Районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите имеет право:
– требовать от работодателя или заявителя дооформления принятых документов или представления дополнительных документов, делая соответствующую отметку об этом в расписке о приеме документов, которая рассматривается как уведомление о представлении недостающих документов;
– при необходимости запрашивать у органа загса справки, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния, справки о записи акта гражданского состояния;
– задержать у себя трудовую книжку для более тщательного изучения содержащихся в ней записей на срок до 10 дней, уведомив представителя работодателя или заявителя о том, когда трудовая книжка может быть ими получена.

Согласно п. 5 Положения если недостающие документы будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости представления недостающих документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления (представления).

Если недостающие документы будут представлены в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите позднее месячного срока, то днем обращения за пенсией считается день приема последнего документа, необходимого для назначения пенсии.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 75 Закона в случае обнаружения в представленных документах недостоверных сведений работодателем должны быть представлены новые документы. Требования районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите о выдаче соответствующих документов и заключений являются обязательными для исполнения.

Согласно ч. 2 п. 42 Положения, если дополнительные документы не поступили в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите в течение одного месяца со дня направления уведомления, решение о назначении пенсии (или об отказе в ее назначении) принимается на основании имеющихся документов.

Согласно ч. 1 п. 19 Инструкции6 при необходимости проверки достоверности документов о стаже, заработке и т.д. специалист имеет право:
– требовать соответствующие документы от нанимателей и отдельных лиц;
– проверять в необходимых случаях путем встречной проверки обоснованность их выдачи;
– запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения об обоснованности выдачи документов о занятости на работах с особыми условиями труда.

Районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите может вынести решение:
– о назначении пенсии;
– об отказе в назначении пенсии.

Как следует из п. 45 Положения, если заявителю отказано в назначении пенсии, то в 5-дневный срок после вынесения соответствующего решения орган, назначающий пенсию, выдает или высылает в адрес работодателя или заявителя копию соответствующего решения и возвращает по требованию заявителя все документы.

Отказ в назначении или перерасчете пенсии может быть обжалован в суд. Пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства» с последующими изменениями (далее – постановление Пленума № 6) гласит, что в случае удовлетворения жалобы на отказ в назначении или перерасчете пенсии в мотивировочной части решения суда указывается, какие требования закона нарушены комиссией или иным органом по назначению пенсий, оценка доказательств, в соответствии с которыми суд установил факт, являющийся основанием для удовлетворения жалобы. Резолютивная часть решения должна содержать указание о возложении на комиссию или иной орган обязанности назначить пенсию. При этом суд не вправе указывать дату, с которой необходимо назначать пенсию, поскольку этот вопрос при принятии решения об отказе в назначении пенсии или ее перерасчете не решался.

После назначения пенсии пенсионеру бесплатно выдается пенсионное удостоверение установленной формы. Для получения пенсионного удостоверения требуется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и одна фотография заявителя размером 30 x 40 мм. Срок осуществления административной процедуры выдачи пенсионного удостоверения – в день обращения в орган, назначающий пенсию, после принятия решения о назначении пенсии согласно п. 3.14 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан7. Срок действия пенсионного удостоверения устанавливается на срок назначения пенсии.

Следует отметить, что своевременное оформление пенсии в интересах и работодателя, и заявителя. Хотя на работодателя законодательством возложена обязанность по оформлению документов, необходимых для назначения пенсии работающим у них заявителям, и своевременному представлению их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости - социальной защите, заинтересованность в правильном и оперативном их оформлении и представлении должна присутствовать и у заявителя. Практика показывает, что совместная работа работодателя и заявителя по своевременной подготовке документации для назначения пенсии дает хорошие результаты. Если у заявителя возникнет желание помочь в сборе требуемой документации, то он может в удобное для него время подключиться к данному процессу.

Ответственность работодателей и должностных лиц

Административная ответственность. Статья 9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях гласит, что нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Материальная ответственность. Согласно ст. 76 Закона работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный:
– несвоевременным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии;
– неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии;
– представлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению:
– в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц;
– в судебном порядке с работодателей – физических лиц.

При разрешении исков о возмещении материального ущерба, причиненного несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, представлением документов, содержащих недостоверные сведения, суды выясняют, имеется ли вина нанимателей в его причинении.

Пункт 13 постановления Пленума № 6 определяет, что при установлении существенных недостатков в работе должностных лиц по оформлению документов для назначения пенсий, а также в работе органов, назначающих и выплачивающих пенсии, суды должны выносить частные определения для принятия необходимых мер по их устранению.

Дисциплинарная ответственность. За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность в соответствии со ст. 198–204 Трудового кодекса Республики Беларусь. Дисциплинарному взысканию могут быть подвергнуты работники, ответственные:
– за сбор и подготовку документов для назначения (перерасчета) всех видов пенсий работникам и их семьям в случае потери кормильца и своевременное представление их в органы по труду, занятости и социальной защите;
– за оформление документов о стаже работы;
– за оформление документов о заработке.

______________________________
1Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777 с последующими изменениями.
2Утверждены приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 14 марта 1996 г. № 8 с последующими изменениями.
3Утвержден приказом Министерства социальной защиты республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 с последующими изменениями.
4Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837 с последующими изменениями.
5Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 с последующими изменениями.
6Утверждена приказом Министерства социальной защиты республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 85 с последующими изменениями.
7Утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 с последующими изменениями.

 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев