«Христос Воскрес… Но разве раз в году
Мы молимся за близких, как в бреду?»
Помню я еще как бабушка пекла кулич, делала творожную пасху и красила яйца в луковой шелухе. Я залезала на стул рядом с кухонным столом и смотрела, как она хлопотала возле плиты. Шелуха собиралась заранее, несколько месяцев. И это были самые вкусные и красивые яйца на свете. Жизнь, страдание, смерть и возрождение всегда были тесно переплетены в моем сознании.
Ближе к Пасхе в воздухе начинало витать ощущение предчувствия чего-то особенного, значимого. Соседи заходили в гости и все чаще звучало в разговорах - Пасха, Пасха... Мне казалось, что Пасха – это такая большая и красивая тетенька, которая приходит вместе с Весной. И как только она приходит – бесконечно-снежная зима с беспролазными сугробами и печальными белыми молчаливыми полями за окном уступает ей место.
«Христос воскресе!», - «Воистину воскресе!». «Иудейские повелители боялись, как бы ученики не забрали тело Учителя и не сказали потом, будто он воскрес по предсказанному, поэтому велели завалить вход в гробницу большим камнем и приставить неусыпную стражу. На третий день около полуночи Христос Воскрес: земля заколебалась, явился сияющий Ангел и отвалил камень от гроба, а стража в ужасе разбежалась. Рано утром ко гробу пришли жены-мироносицы, желая помазать тело Господа ароматами. Но увидели там Ангела, возвестившего: «Что вы ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь. Он воскрес». Женщины со страхом и радостью рассказали об этом ученикам. В подтверждении их слов сам Воскресший стал являться многократно в разных местах. Так, пришел Он к ученикам своим, собравшимся вместе в страхе перед иудеями, сквозь затворенные двери и сказал им дважды: «Мир вам!». Это означало, что по воскресении Он установил мир не только между Богом и человеком, но и между людьми».
Не раз и не два в течение жизни человек сталкивается с кризисом. Мы нарабатываем опыт, он становится привычной моделью существования, привычными убеждениями и реакциями. И в этом смысле человек периодически оказывается в дьявольском плену обыденности существования, погружаемся в конфликт между потребностью в стабильной идентификации и побуждением к развитию, движению. Все яснее видит он свое несовершенство, недостаточность обладанием материальными ценностями. «Кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни» (Л.С. Выготский).
В кризисе человек неизбежно сталкивается со своей теневой стороной – ревностью, завистью, злостью, агрессией, стремлением к тотальному контролю и др. «Тень воплощает все, что субъект отказывается признавать в самом себе, и кроме того, всегда навязывает себя субъекту прямым или косвенным путем. К примеру, низменные черты характера и другие несовместимые тенденции» (К. Юнг). Это столкновение открывает в нем бездну, существование которой человек и не подозревал раньше. Это мучительный процесс сомнений и страданий. «В каждой проблеме скрыт бесценный дар для тебя. Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе необходимы» (Ричард Бах). Пост отражает движение от телесного, материального, внешнего – к духовному, психологическому, внутреннему пространству.
В процессе трансформации человек сталкивается с глубинными экзистенциальными вопросами. Неизбежна переоценка прошлого опыта, которая связана с виной, разочарованием, раскаянием, сожалением и, в конечном итоге, она приводит к символической смерти. В контексте истории Пасхи эта смерть на кресте как слияние двух миров – микрокосма и макрокосма. Я должна отдать себя во власть Божественного, чтобы растворится – воссоединиться с ней. Соединяясь, сливаясь – я уже не та, что раньше. Моя внешняя идентификация умирает и похоронена. Эго больше не существует. Я возвращаюсь к божественной природе своего Я. Только после этого мне нужно предпринять усилия, откинуть камень – преодолеть сопротивление и инерцию среды. Возрождение происходит через внутреннюю жизнь.
Весна открывает новый цикл жизни с его новыми возможностями. Время Пасхи – метафора отражения внутренних преобразований во внешней жизни. Это весть о возрождении и новой жизни после испытания кризисом умирания.
Светлое Христово Воскресенье окружено народными поверьями и суевериями. Так, например:
- в пасхальную ночь, после того, как свершится крестный ход и умолкнут колокола, в деревнях народ запирался дома и боялся выходить даже по большой нужде. Считалось, что в это время «гуляет» нечисть, бесы вылезают из своих укрытий и подстерегают людей, чтобы не дать им встретить пасхальное утро;
- на саму Пасху крашеные яйца катали по домашнему скоту, чтобы коровы и лошади были гладкими и здоровыми;
- хозяйки прятали всю освященную еду от мышей, чтобы те, отведав, не превратились в летучих – символ смерти;
- вечером в субботу на ближайшем к деревне перекрестке катали яйца в разные стороны, чтобы черти не нашли дорогу к этой деревне, только плясали на перекрестке до упада, а потом сгинули, не принеся в деревню голод, мор, болезни и падеж скота;
- при мытье в Чистый четверг в лохань с водой опускали имеющиеся в доме монеты самого крупного достоинства, считалось, что таким образом «намывается» богатство, хотя по канонам к деньгам прикасаться не рекомендовалось – в память о серебряниках Иуды;
- самые смелые после крестного хода норовили тайком спрятаться в церкви, чтобы за пламенем свечи увидеть усопших. Особенно этим грешили невесты, потерявшие своих женихов;
- самое трогательное поверье заставляло стариков мечтать о смерти именно на пасхальную неделю. Считалось, что в эти дни ворота в рай никто не охраняет, поэтому они беспрепятственно могут попасть на небо.
Какие традиции на Пасху есть у вас?
Психолог отделения
социальной адаптации и реабилитации
Учреждение «Центр социального
обслуживания населения
Октябрьского района г. Могилева»
Сысоева А.В. |