Администрация Октябрьского района г. Могилева

Главная arrow Налоги и сборы arrow Минфин и МНС разъяснили, как использовать накладные ТТН-1, ТН-2 в виде электронных документов при принятии к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей
Минфин и МНС разъяснили, как использовать накладные ТТН-1, ТН-2 в виде электронных документов при принятии к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей Печать E-mail
07.09.2018 г.

В связи с поступающими запросами субъектов предпринимательской деятельности по вопросам использования товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов при принятии к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей Министерство финансов Республики Беларусь совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь опубликовали совместное разъяснительное письмо от 25.06.2018 № 15-1-18/64/8-2-10/32376 «О порядке использования товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов», которым разъяснили следующее.

В соответствии с частью первой пункта 7 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

Товарно-транспортная накладная и товарная накладная включены в Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты).

Порядок создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов (далее — электронные накладные), внесения в них изменений и (или) дополнений определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь
от 07.03.2014 № 202 «О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее — постановление № 202), государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 2341-2013 «Электронный обмен данными. Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов. Формат и требования к созданию», утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 27.11.2013 № 61 «Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», Инструкции о порядке создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, внесения в них изменений и (или) дополнений и установлении формы удостоверительной надписи на форме внешнего представления товарно-транспортных и товарных накладных, созданных в виде электронных документов, на бумажном носителе, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси от 17.04.2014 № 22/4 (далее — Инструкция № 22/4).

Согласно частям первой и второй пункта 3 Инструкции № 22/4 электронные накладные создаются на добровольной основе при наличии у участников программных и технических средств, используемых для их создания, передачи, получения и хранения в установленном формате. Электронные накладные должны содержать сведения и реквизиты, указанные в формах товарно-транспортной накладной и товарной накладной, установленных согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23» (далее — Инструкция № 58), за исключением подписей уполномоченных лиц.
В соответствии с частью четвертой пункта 1 Инструкции № 58 накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя.

На основании изложенного, для списания и оприходования товаров в бухгалтерском учете используются накладные ТТН-1 и ТН-2, которые оформляются на бланках документов с определенной степенью защиты и (или) создаются в виде электронных документов. В случае оформления накладных ТТН-1, ТН-2, созданных в виде электронных документов в соответствии с требованиями Инструкции № 22/4, дополнительного оформления накладных ТТН-1, ТН-2 на бланках документов с определенной степенью защиты, включенных в Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты, не требуется.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.

Согласно абзацу седьмому подпункта 1.3 пункта 1 постановления № 202 EDI-провайдеры обязаны обеспечить круглосуточное предоставление налоговым органам информации об электронных накладных, а также иных электронных документах и сообщениях, необходимых для обеспечения создания электронных накладных, посредством удаленного доступа к информационной системе (системам) электронного документооборота.
С учетом изложенного, налоговые органы вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта предпринимательской деятельности необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, а также иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества, в том числе накладные ТТН-1, ТН-2. В ходе проведения внеплановых (за исключением внеплановых тематических оперативных проверок), а также выборочных проверок налоговые органы могут осуществлять проверку электронных накладных посредством удаленного доступа к информационной системе электронного документооборота EDI-провайдера, в которой содержится полная информация об электронных накладных, при этом не требуя от субъектов предпринимательской деятельности распечатки электронных накладных на бумажных носителях. В случае необходимости предоставления налоговым органам или другим контролирующим (надзорным) органам, правоохранительным, судебным органам копий электронных накладных (например, для направления материалов в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении, по запросам судов, иных контролирующих (надзорных) органов), субъектом предпринимательской деятельности обеспечивается создание и предоставление копии электронной накладной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Единый государственный регистр
Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2018 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: МГКУП «ЦГИС», г. Могилев