Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Налоги и сборы arrow Минфин и МНС разъяснили, как использовать накладные ТТН-1, ТН-2 в виде электронных документов при принятии к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей
Минфин и МНС разъяснили, как использовать накладные ТТН-1, ТН-2 в виде электронных документов при принятии к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей Печать E-mail
07.09.2018 г.

В связи с поступающими запросами субъектов предпринимательской деятельности по вопросам использования товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов при принятии к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей Министерство финансов Республики Беларусь совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь опубликовали совместное разъяснительное письмо от 25.06.2018 № 15-1-18/64/8-2-10/32376 «О порядке использования товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов», которым разъяснили следующее.

В соответствии с частью первой пункта 7 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

Товарно-транспортная накладная и товарная накладная включены в Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты).

Порядок создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов (далее — электронные накладные), внесения в них изменений и (или) дополнений определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь
от 07.03.2014 № 202 «О создании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, а также предоставлении информации о них и внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 и от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее — постановление № 202), государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 2341-2013 «Электронный обмен данными. Товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов. Формат и требования к созданию», утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 27.11.2013 № 61 «Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», Инструкции о порядке создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, внесения в них изменений и (или) дополнений и установлении формы удостоверительной надписи на форме внешнего представления товарно-транспортных и товарных накладных, созданных в виде электронных документов, на бумажном носителе, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси от 17.04.2014 № 22/4 (далее — Инструкция № 22/4).

Согласно частям первой и второй пункта 3 Инструкции № 22/4 электронные накладные создаются на добровольной основе при наличии у участников программных и технических средств, используемых для их создания, передачи, получения и хранения в установленном формате. Электронные накладные должны содержать сведения и реквизиты, указанные в формах товарно-транспортной накладной и товарной накладной, установленных согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. № 58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23» (далее — Инструкция № 58), за исключением подписей уполномоченных лиц.
В соответствии с частью четвертой пункта 1 Инструкции № 58 накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя.

На основании изложенного, для списания и оприходования товаров в бухгалтерском учете используются накладные ТТН-1 и ТН-2, которые оформляются на бланках документов с определенной степенью защиты и (или) создаются в виде электронных документов. В случае оформления накладных ТТН-1, ТН-2, созданных в виде электронных документов в соответствии с требованиями Инструкции № 22/4, дополнительного оформления накладных ТТН-1, ТН-2 на бланках документов с определенной степенью защиты, включенных в Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты, не требуется.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.

Согласно абзацу седьмому подпункта 1.3 пункта 1 постановления № 202 EDI-провайдеры обязаны обеспечить круглосуточное предоставление налоговым органам информации об электронных накладных, а также иных электронных документах и сообщениях, необходимых для обеспечения создания электронных накладных, посредством удаленного доступа к информационной системе (системам) электронного документооборота.
С учетом изложенного, налоговые органы вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта предпринимательской деятельности необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, а также иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества, в том числе накладные ТТН-1, ТН-2. В ходе проведения внеплановых (за исключением внеплановых тематических оперативных проверок), а также выборочных проверок налоговые органы могут осуществлять проверку электронных накладных посредством удаленного доступа к информационной системе электронного документооборота EDI-провайдера, в которой содержится полная информация об электронных накладных, при этом не требуя от субъектов предпринимательской деятельности распечатки электронных накладных на бумажных носителях. В случае необходимости предоставления налоговым органам или другим контролирующим (надзорным) органам, правоохранительным, судебным органам копий электронных накладных (например, для направления материалов в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении, по запросам судов, иных контролирующих (надзорных) органов), субъектом предпринимательской деятельности обеспечивается создание и предоставление копии электронной накладной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев