Вопрос: Кто должен сообщать в управление по труду, занятости и социальной защите о том, что пенсионер работает – работодатель или сам пенсионер?
Ответ: Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» обязывает работодателя при приеме на работу пенсионера известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию. В случае невыполнения данной нормы, излишне выплаченные суммы пенсий взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц.
Предоставление Фонду социальной защиты населения сведений персонифицированного учета (отчеты о приеме, увольнении работников и сведения о выплатах, на которые начислены страховые взносы), не освобождает работодателя от обязанности предоставлять сведения о приеме на работу пенсионеров органу, выплачивающему пенсию. И сам пенсионер также обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Пенсионер должен своевременно уведомить управление социальной защите и о своем увольнении. Особенно это важно для тех пенсионеров, у кого индивидуальный коэффициент заработка больше чем 1,3. В законодательстве не содержится нормы, обязывающей работодателя в случае увольнения пенсионера сообщать об этом органу, выплачивающему пенсию. Если пенсионер прекратил работать, что бы избежать выплаты пенсии в заниженном размере ему самому необходимо обратиться с трудовой книжкой в управление по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.
Суммы пенсии, не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время не более чем за 3 года перед обращением за получением пенсии и представлением документа о том, что он не работает.
Более подробную консультацию можно получить по телефонам: 424019; 424020, 424021, 424024, 424035. |