Республиканский инновационный проект «Внедрение авторских электронных средств обучения и воспитания в процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся» сплотил педагогов Октябрьского района г. Могилева и Первомайского района г. Бобруйска
На базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Могилева» прошёл областной семинар для участников реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение авторских электронных средств обучения и воспитания в процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся». Целью мероприятия было создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагога по внедрению электронных средств обучения в процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся.
В работе семинара приняли участие: научный консультант проекта, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики учреждения образования «Государственный университет им. А.А.Кулешова» Башаркина Е.А., заведующая РУМК Первомайского отдела образования г. Бобруйска Баскакова Е.Л., методист РУМК Октябрьского отдела образования г. Могилёва Сибирова С.Г., участники инновационной деятельности — педагогические работники средних школ № 34, 43 г. Могилёва, средней школы № 10 г. Бобруйска.
На основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 09.07.2012 № 546 «О порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в 2012/2013 учебном году» с сентября 2012 года началось осуществление инновационного проекта «Внедрение авторских электронных средств обучения и воспитания в процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся». В данном проекте участвуют педагогические работники ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева», ГУО «Средняя школа № 43 г. Могилева», ГУО «Средняя школа № 10 г. Бобруйска».
Организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности осуществляет методист отдела педагогических инноваций и передового педагогического опыта Долгая Лариса Петровна. Данный семинар был первым по теме инновационного проекта в серии обучающих семинаров для участников инновационной деятельности. Вместе с тем, с начала учебного года для участников инновационной деятельности в каждом учреждении образования прошли консультации с участием научного консультанта проекта «Внедрение авторских электронных средств обучения и воспитания в процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся» Башаркиной Е.А. и разработчика электронных средств обучения Беляевой Г.Н.
В теоретической части семинара научный консультант проекта Елена Александровна Башаркина определила основные направления и содержание инновационной деятельности, обозначила критерии и показатели эффективности этой работы.
Представители отделов образования осветили вопросы создания условий в учреждениях образования для проведения инновационной деятельности. Первый год организации и проведения этой работы включал в себя обеспечение участников электронными средствами обучения и воспитания учащихся (разработчик Беляева Г.Н.), знакомство с их содержанием, использование авторских ЭСО на уроках и во внеурочное время, определение педагогами тем для разработки собственных электронных средств.
Галина Николаевна Беляева, заместитель директора по методической работе, представила свои электронные средства обучения и воспитания учащихся, которые были разработаны в ходе осуществления республиканского проекта «Внедрение авторской программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики» (2008-2010 гг.). В 2010 учебном году компьютерная программа «История Могилева» (авторы Беляева Г.Н., Голофаст И.П.) получила положительную оценку экспертного совета УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Уникальность данного электронного средства обучения заключается в том, что впервые была создана электронная база по истории города Могилева. В настоящее время данный программный продукт, а также компьютерная программа «Оборона Могилева» (авторы Беляева Г.Н., Голофаст И.П., Дубицкая Е.Д.) и компьютерные учебно-познавательные игры «По страницам истории Могилева», «Гербы Могилевщины» (авторы: Беляева Г.Н., Голофаст И.П.) внедряются и разрабатываются новые ЭСО всеми участниками инновационной деятельности. В ходе выступления Беляевой Г.Н. были даны практические рекомендации по использованию и разработке ЭСО. В 2013 году с целью повышения интереса учащихся к региональной истории, создана электронная энциклопедия «Октябрьский район: 50 лет развития» (авторы-составители Беляева Г.Н., Голофаст И.П.).
В практической части семинара его участники посетили факультативное занятие с учащимися 7 класса «Православные храмы Могилева XVII — XVIII вв.». Провела занятие учитель истории первой категории ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева» Говоркова Елена Анатольевна. С опытом работы детских и молодежных инициатив через участие в международных Интернет — проектах выступила учитель английского языка этой же школы Скобелева Инна Анатольевна.
Опыт работы других учреждений образования был представлен выступлениями учителей начальных классов ГУО «Средняя школа № 43 г. Могилева»: Гончарова Светлана Владимировна «Создание электронного тренажера по предмету «Человек и мир»; Автушенко Татьяна Николаевна «Разработка электронных средств обучения для учащихся начальной школы «Безопасный маршрут по дороге в школу».
Шатило Анна Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 10 г. Бобруйска», представила основные направления работы педагогов своей школы. Это составление тестовых заданий по темам «История Великой Отечественной войны в бронзе и граните», «Бобруйская крепость» и разработка электронного средства обучения и воспитания «История Великой Отечественной войны в бронзе и граните», «Бобруйская крепость».
Одной из задач семинара было выявить информационные потребности, запросы и возможности педагогических работников, участников инновационной деятельности. В ходе работы семинара научный консультант проекта Башаркина Елена Александровна ответила на вопросы педагогов, связанные с содержанием деятельности, формами и сроками её выполнения. Представленный опыт работы педагогических работников государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Могилева» оказался важным и своевременным, так как позволил всем участникам семинара откорректировать собственную деятельность, получить ответы на вопросы, связанные с разработкой авторских электронных средств обучения и воспитания учащихся.
Все слушатели дали высокую оценку качеству содержания мероприятия, отметили его значимость для каждого участника инновационной деятельности.
|