На что чаще всего На что чаще всего жалуются в инстанции горожане? На протекающие кровли, грязь в подъездах, добитые до ручки лифты, сырость в подвалах и мусор у домов... Коммунальники, в свою очередь, сетуют на недостаток средств и несознательность жильцов, которым «все до лампочки». Хотя большинство из них — собственники жилья, и вроде как в их интересах лелеять и беречь свое достояние.
По большому счету, приватизация жилья в 90-х годах прошлого века и проводилась, чтоб сделать жильца полноправным владельцем своей квартиры. Коль, мол, он живет в приватизированных «квадратах», то не должен заваливать власти предержащие жалобами: когда вы сделаете капремонт, почините крышу и покрасите окна в подъезде? Не бегает же за чиновниками с требованием поставить ему забор хозяин индивидуального дома!
Следующий шаг — даешь кооперативы и прочие товарищества собственников, чтоб взяли власть над многоквартирным домом в свои руки. Но... Владельцы квартир в старых многоэтажках не пошли на это, боясь огромных затрат на ремонт (обновить межпанельные швы, кровлю, починить лифты стоит колоссальных денег), которые могут лечь на их плечи. А члены кооперативов в новых домах стоят перед дилеммой: то ли самим браться за обслуживание домов, то ли заключить договор со специализированной организацией.
Мало кто знает, что белорусский закон о совместном домовладении практически скопирован с немецкого. С небольшой, правда, закавыкой: у нас в собственности граждан чуть не 90% жилья, в Германии — около 40%. В немецкой многоэтажке все квартиры могут принадлежать трем-четырем собственникам, которые делают бизнес на сдаче жилья в аренду. Наш же кооператив состоит из служащих, рабочих, предпринимателей, домохозяек, многодетных семей, инвалидов и прочих категорий граждан. Могут ли эффективно управлять жильем случайно оказавшиеся в одном доме, мало знакомые между собой люди? Опыт показывает, что — вряд ли.
Поэтому чаще всего собрание собственников решает обслуживаться в ближайшем ЖЭУ либо в частной фирме. Благо дан зеленый свет конкуренции — принята концепция развития ЖКХ республики до 2015 года, в которой провозглашен уход от государственной монополии на жилищно-коммунальные услуги. Конкуренция, мол, заставит коммунальников крутиться, снижать затраты, повышать качество услуг.
Есть спрос — будет предложение! Могилевское ОДО «Коммунальник», к примеру, уже 10 лет работает в качестве «частного домоуправления». Начинали с обслуживания одного дома. Директор Андрей Короткевич говорит, что решил переквалифицироваться из инженера-производственника в управдомы потому, что хотел самостоятельности, основать собственное дело. Тогда он сомневался в успехе на новом поприще. Да и поныне система ЖКХ живет во многом благодаря госдотациям.
— В то время тоже шли разговоры о том, что необходимо постепенно выходить на 100процентный уровень возмещения затрат населением, — заметил Андрей Короткевич. — Иначе не выйти на полную самоокупаемость и прибыльность организаций, занимающихся обслуживанием домов. С расчетом на такую перспективу мы и решили создать «Коммунальник». Вложили собственные средства, чтобы было чем начать работу, арендовали помещение в одной из организаций. И предложили услуги КИЗу «Проектировщик», владельцу многоквартирного дома 10-летнего возраста на Пушкинском проспекте. Там были проблемы со сбором квартплаты, состоянием подъездов, благоустройством территории, поэтому кооператив охотно заключил с нами договор на обслуживание...
Сегодня «Коммунальник» — полноценная обслуживающая организация. Работает по гостарифам. Ремонтирует подъезды, фасады, кровли, следит за исправностью водопроводов и канализации почти в 40 городских многоэтажках. Десять лет назад в его штате было 6 работников, нынче — свыше 60 человек: сантехники и электрики, мастера и инженеры, диспетчерская служба и бухгалтерия.
— В принципе, мы такое же предприятие, как и государственное ЖЭУ, — говорит Андрей Короткевич. — Может быть, разница в отношении к делу. Стараемся быть ближе к жильцам, оперативно решать их проблемы. Ведь если людей не устраивает наша работа, они вправе расторгнуть договор — достаточно, чтобы на общем собрании за это проголосовало большинство жильцов.
Но за 10 лет — ни одного такого прецедента. Наоборот, председатели ЖСК продолжают приходить в «Коммунальник» с просьбой взять их многоэтажки под опеку.
— Мы даже были вынуждены отдать дома в микрорайоне Мир-1 (слишком далеко они от нас находятся) на обслуживание другим организациям, — заметил Андрей Короткевич. — Решили, чтобы не снижать качества услуг, сконцентрироваться на жилье в Заднепровье.
Вместе с директором побывали в «его» домах. Во дворах чисто, ухоженно, в некоторых из них установлено видеонаблюдение — камеры предоставила партнерская фирма, занимающаяся кабельным ТВ. На попечении уборщицы одной из многоэтажек Любови Лисовой 7 подъездов. Помимо их ежедневной сухой уборки дважды в неделю надо проводить влажную, но Любовь Лукьяновна моет подъезды куда чаще. Вроде бы: стоит так стараться за 2 миллиона «рэ»? Но в «Коммунальнике» все дорожат работой, хотя и штаты, и тарифная сетка такие же, как в государственных ЖЭУ.
— Были проблемы с кадрами, — не скрывает Андрей Короткевич, — проходили и через прогулы, и через пьянство — с неисправимыми расстались. Но сегодня у нас стабильный коллектив. Многие работники, кстати, пришли к нам из государственных ЖЭУ. По их словам, у нас лучше с организацией труда, каждый работник закреплен за своим участком, отвечает за него. Лучше у нас и с материалами для ремонтов. В обслуживаемых «Коммунальником» домах не ломают перила, окна и двери, не исписывают между этажами стены? Увы, говорят его работники, вандализма хватает — и стекла в подъездах бьют, и стены портят, и лифты ломают.
— Как только дом сдается в эксплуатацию, жильцы передают его нам на обслуживание и погружаются в свои дела, — рассказывает мастер «Коммунальника» Ольга Полупанова. — Следить, мол, за порядком в подъездах, во дворе — ваша обязанность... Приходится привлекать на помощь активных жильцов, которые пытаются повлиять на своих недобросовестных соседей, предписания нарушителям посылаем. Стараемся решать проблемы совместными усилиями.
Но как коренным образом изменить отношение людей к их же собственности, частные коммунальники не знают — все упирается в общую культуру. Может, надеются, жильцы станут больше ценить свой дом, когда будут платить за «коммуналку» по полной стоимости?
Сегодня уровень возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги согласно действующим тарифам лишь немногим более 20%. — А потому прибыли у нас практически нет, — говорит Андрей Короткевич. — Ведь расходы на обслуживание домов постоянно растут. С началом года, например, втрое подорожала краска, рубероид... Без дотаций, конечно, система ЖКХ не выжила бы. Вот только моя, например, построенная почти 40 лет назад многоэтажка еще не знала капремонта. А «Коммунальник» недавно капитально отремонтировал первый, взятый 10 лет назад на обслуживание, дом поколения 1990х по Пушкинскому проспекту. Там теперь кровля из металлочерепицы, обновленные стояки и балконы, асфальтированные проезды во дворе, симпатичная детская игровая площадка, сделана удобная автостоянка.
— Очень довольны, — говорит жилец дома Ольга Станкевич. — Дворники добросовестно убирают мусор и зимой, и летом. Было время, когда после дождя подвалы заливало — теперь сухо. Недавно понадобилась помощь электрика — приехал точно в обусловленное время. Да и любые другие проблемы решаются быстро.
Рад был бы и я, чтобы наш дом передали на обслуживание в «Коммунальник». Да не получится. Во-первых, живу в другом районе, во-вторых, частники берут под свое начало только дома ЖСК, КИЗов и товариществ собственников, а в нашем доме, увы, кооператива отродясь не было. В-третьих... не так уж много в Могилеве «частных домоуправлений». Не прибыльное пока это дело для предпринимателей. Вот и Андрей Короткевич говорит, что идут в этот бизнес только энтузиасты...
— Сегодня в городе свыше 10 крупных частных жилищнокоммунальных организаций, — говорит зампредседателя Могилевского горисполкома Александр Вераксо. — Так что конкурентная среда в ЖКХ развивается. Другое дело, что все частные ЖЭУ — дотационные, не имеют прибыли. Но это — вынужденная ситуация, мы не готовы пока к тому, чтобы поднять тарифы до уровня себестоимости. Есть момент несправедливости и в том, что на обслуживании частников в основном новое жилье. Сейчас в правительстве решается вопрос о дифференциации дотаций ЖЭУ (как государственных, так и частных) в зависимости от возраста и технического состояния домов.
...Теплый и уютный подъезд. Чистый двор. Доброжелательные, вежливые сантехники, мастера и управляющие. Что ж, я убедился — это не такая уж и фантастика.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ, газета «Могилевская правда» |