Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Новости arrow КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2021 Г. № 141-З «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОВ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ» (В ЧАСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ)
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2021 Г. № 141-З «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЗАКОНОВ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ» (В ЧАСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ) Печать E-mail
18.01.2022 г.

ЗАТРАТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Пунктом 14 статьи 167, пунктом 2 статьи 169, подпунктом 2.4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) предусмотрена возможность распределения по критерию, определенному учетной политикой организации, между головной организацией и филиалами:
– курсовых разниц, возникающих в бухгалтерском учете организации при пересчете выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости обязательств по кредитам, займам;
– процентов за пользование кредитами и займами, признаваемых в бухгалтерском учете расходами, за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством, а также процентов по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам.
Подпункт 2.7 пункта 2 статьи 170 НК дополнен положениями, предусматривающими включение бюджетными организациями в состав затрат по производству и реализации единовременной выплаты (пособия) лицам, уходящим на пенсию.
В подпункте 2.9 пункта 2 статьи 170 НК содержится новая формулировка расходов на оплату труда, включаемых в затраты по производству и реализации, которой, в частности, определено включение в состав затрат по производству и реализации расходов на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде.
Пункт 2 статьи 170 НК дополнен подпунктами 2.10 и 2.11.
Так, в подпункте 2.10 пункта 2 статьи 170 НК закреплен закрытый перечень расходов на рекламу, подлежащих включению в состав затрат по производству и реализации. К таким расходам относятся:
– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;
– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Расходы на иные виды рекламы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры в соответствии с законодательством о рекламе, на основании подпункта 2.10 пункта 2 статьи 171 НК подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат, совокупный размер которых не должен превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм дохода от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом налога на добавленную стоимость.
В подпункте 2.11 пункта 2 статьи 170 закреплена норма, предусматривающая включение в полном объеме без учета нормирования в состав затрат по производству и реализации расходов на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды, вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды.
При этом, как и ранее, в состав нормируемых затрат на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 171 НК подлежат включению затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ВЫЧЕТ
Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 170 НК предусмотрено повышение предельного размера инвестиционного вычета:
– по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию – с 15 % до 20 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию);
– по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию – с 30 % до 40 % их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
Кроме того, предусмотрена возможность применения инвестиционного вычета при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов.
НК закреплены ранее используемые подходы к применению инвестиционного вычета по основным средствам (стоимости вложений в их реконструкцию, первоначальная стоимость которых сформирована частично (осуществленных частично) за счет безвозмездно принятых затрат, целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, бюджета Союзного государства. В таких ситуациях инвестиционный вычет применяется к той части первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию) основных средств, которая сформирована без учета сумм безвозмездно принятых затрат, целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, бюджета Союзного государства.
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ
С 2022 г. на основании подпункта 3.421 пункта 3 статьи 174 НК в состав внереализационных доходов подлежат включению средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского бюджета).
Пункт 4 статьи 174 НК дополнен подпунктом 4.25, согласно которому в состав внереализационных доходов не включаются у хозяйственных обществ вклады в имущество хозяйственного общества, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, производимые участником хозяйственного общества в соответствии со статьей 291Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
Пункт 3 статьи 174 НК дополнен подпунктами 3.411 и 3.512, согласно которым в состав внереализационных расходов включаются:
– затраты, произведенные заказчиком, застройщиком, составляющие стоимость товаров (работ, услуг), безвозмездно переданных в собственность Республики Беларусь в лице государственных организаций, произведенные на основании решений, принятых государственными органами, или по условиям проведения аукционов на право заключения договора аренды земельных участков для строительства объектов или аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
– отчисления нанимателями денежных средств профсоюзным организациям в размере не более 0,15 % от фонда заработной платы для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной культуры, реализации иных социально значимых целей, определяемых коллективным договором или иным соглашением между нанимателем и профсоюзной организацией.
В подпункте 3.48 пункта 3 статьи 175 НК закреплены ранее применявшиеся подходы, связанные с порядком формирования в налоговом учете резерва по сомнительным долгам.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ
У банков с 2022 г. в соответствии с дополнениями, внесенными в пункты 9, 13 статьи 176 НК, доходы и расходы от изменения справедливой стоимости инструментов и объектов хеджирования, признаваемые таковыми в бухгалтерском учете, в том числе расходы по операциям с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными производными финансовыми инструментами, подлежат включению в состав внереализационных доходов и расходов.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ
С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
С 2022 г. изменения коснулись порядка налогообложения операций с ценными бумагами организаций (кроме банков), учитываемых по справедливой стоимости.
Так, абзацем четвертым подпункта 1.2 пункта 1 статьи 179 НК предусмотрено, что при реализации, погашении ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (за исключением акций), учитываемых по справедливой стоимости, цена их приобретения подлежит умножению на отношение официальных курсов белорусского рубля, установленных Национальным банком по отношению к соответствующей иностранной валюте на дату реализации или погашения ценных бумаг и на дату их приобретения.
ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» организации, использующие труд инвалидов, указанные в части первой пункта 4 статьи 181 НК (т.е. если численность инвалидов в организации в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период), с 1 января 2022 г. по 1 января 2025 г. освобождаются от налогообложения налогом на прибыль в отношении суммы доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, уменьшенной на сумму расходов (затрат), связанных с такой сдачей (пользованием), независимо от положений пункта 4 статьи 181 НК.
ПЕРЕНОС УБЫТКОВ
С 2022 г. введено новое ограничение на перенос убытков в отношении убытков, полученных по итогам налогового периода, в котором белорусская организация имела право применять особенности налогообложения в СЭЗ, установленные пунктом 3 статьи 383 НК.
СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Статья 184 НК дополнена пунктом 10, согласно которому областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов имеют право увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) ставку налога на прибыль, установленную пунктом 1 статьи 184 НК, для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты.
В 2022 г. исчисление и уплата налога на прибыль производятся по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых не позднее 31 марта 2022 г.
Начиная с 2023 г. исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, будет производиться с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
В связи с изменением с 1 января 2023 г. порядка исчисления налога при упрощенной системе налогообложения положения главы 16 НК дополнены нормами, предусматривающими порядок исчисления налога на прибыль после перехода с упрощенной системы налогообложения на общий порядок налогообложения (п. 5 ст. 167, п. 4 ст. 182 НК), вступающими в силу с 1 января 2023 г.

Последнее обновление ( 19.01.2022 г. )
 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев