Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Налоги и сборы arrow О порядке определения налоговой базы по перевозке, выполненной последовательно несколькими перевозчиками по единой CMR-накладной
О порядке определения налоговой базы по перевозке, выполненной последовательно несколькими перевозчиками по единой CMR-накладной Печать E-mail
27.09.2022 г.

О порядке определения налоговой базы по перевозке, выполненной последовательно несколькими перевозчиками по единой CMR-накладной (письмо МНС от 07.09.2022 № 2-1-10/05274 «О налоговой базе НДС по перевозке, выполненной последовательно несколькими перевозчиками по единой CMR-накладной») (размещено на официальном интернет-сайте МНС 15.09.2022)

Министерство по налогам и сборам по вопросу порядка определения налоговой базы НДС по перевозке, выполненной последовательно несколькими перевозчиками по единой международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) в рамках действия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств» (далее — постановление № 247), с учетом позиции Министерства транспорта и коммуникаций (далее — Минтранс), изложенной в письмах от 01.08.2022 № 03-02-11/6730 и от 30.08.2022 № 03-02/11/7544, сообщает следующее. Подпунктом 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24.08.2022 № 298 «О налогообложении» (далее — Указ) в рамках действия постановления № 247 установлены условия, при соблюдении которых с 16.04.2022 [1] к экспортируемым транспортным услугам относятся также услуги по международной перевозке грузов автомобильным транспортом за пределы Республики Беларусь, из-за ее пределов, оказанные в той части международного маршрута, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь.

Справочно. О налогообложении по ставке НДС в размере ноль (0) процентов услуг по международной перевозке грузов автомобильным транспортом разъяснено совместным письмом Минтранса и МНС от 06.06.2022 № 03-01-03/4966/2-1-10/03406.

В условиях постановления № 247 технология выполнения международной перевозки такова, что, получив от клиента (заказчика) заявку на выполнение перевозки (организацию перевозки) по международному маршруту, белорусский перевозчик привлекает иностранного перевозчика по доставке груза: а) с установленного места за пределы Республики Беларусь (реквизиты белорусского перевозчика, как первоначального перевозчика, указываются в графе 16 «Перевозчик» CMR-накладной); б) до установленного места из-за пределов Республики Беларусь (реквизиты белорусского перевозчика, как последующего перевозчика, указываются в графе 17 «Последующий перевозчик» CMR-накладной); Глава VI Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г.Женеве 19.05.1956 (далее - КДПГ) определяет положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками по единой СMR- накладной [2]. Каждый из перевозчиков несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся, в силу принятия ими груза и СMR-накладной, сторонами договора перевозки на указанных в СMR-накладной условиях (статья 34 КДПГ).

Как разъяснено Минтрансом, (если стороны не договорились об ином) исходя из положений КДПГ обе эти стороны (первоначальный перевозчик, последующий перевозчик) являются перевозчиками по отношению к «общему» заказчику.

По мнению Минтранса, при определении понятия «перевозка груза» необходимо также руководствоваться статьей 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», КДПГ. При отнесении хозяйственной операции к перевозке груза автомобильным транспортом необходимо определить буквальное значение условий договора из его сути. Договор перевозки подтверждается составлением накладной, а также из его сути не вытекает, что помимо перевозки осуществляются услуги, относимые к транспортно-экспедиционной деятельности, а именно: услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза; услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений; организация процесса перевозки груза, в том числе являющегося экспресс-грузом в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанным в г. Москве 11 апреля 2017 года, любым видом транспорта; оформление сопроводительных документов; сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности; заключение со страховой организацией договоров добровольного страхования грузов в соответствии с законодательством Республики Беларусь; согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке; консолидация и деконсолидация отправок грузов; представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы; проверка количества мест, массы и состояния груза; хранение груза; прием груза в пункте назначения; уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно- экспедиционными услугами; осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности; консультирование по вопросам организации перевозок грузов; оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза и иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Минтранс пояснил, что при определении выручки от оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом необходимо руководствоваться Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка», введенным в действие постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 19.08.2016 № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их разъяснений, принимаемых фондом международных стандартов финансовой отчетности». Данный стандарт предусматривает, что выручка — это валовое поступление экономических выгод в течение определенного периода, возникающее в ходе обычной деятельности организации, если оно приводит к увеличению собственного капитала, не связанному со взносами участников капитала. Выручка включает только валовые поступления экономических выгод.

Выручка от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг») согласно Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов от 30.09.2011 № 102. В соответствии со статьей 39 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Принимая во внимание вышеизложенное, в ситуации, когда в силу особенностей выполнения перевозок последовательно несколькими перевозчиками экспортируемой транспортной услугой согласно подпункту 1.5 пункта 1 Указа признается часть перевозки, выполняемая белорусским перевозчиком, который несет ответственность за всю перевозку по договору перевозки, из сути которого не вытекает, что помимо перевозки осуществляются услуги, относимые к транспортно- экспедиционной деятельности, то определение налоговой базы НДС, облагаемой по нулевой ставке НДС, производится как стоимость всей перевозки в целом, расчеты за которую осуществляются белорусским перевозчиком с заказчиком.

Вместе с тем, исходя из оснований пункта 2 статьи 755 ГК, абзаца седьмого части первой статьи 23 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» на практике распространены ситуации, когда перевозчик одновременно выполняет функции экспедитора и между экспедитором-перевозчиком и клиентом-заказчиком заключаются договора, которые включают в себя положения договора транспортной экспедиции и договора перевозки (организации перевозки) грузов, предусмотренные главами 40 «Перевозка» и 41 «Транспортная экспедиция» ГК.

Как разъяснено Минтрансом, стороны свободны в заключении максимально универсального договора, в том числе смешанного, положения которого для понимания сути правоотношений в каждом конкретном случае нужно оценивать в совокупности с документами, являющимися неотъемлемой его частью (заявка или иной аналогичный документ, CMR-накладная, акт выполненных работ).

Согласно пункту 30 статьи 120 НК налоговая база НДС по транспортно-экспедиционным услугам определяется как сумма, полученная (подлежащая к получению) в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. Вознаграждение определяется как сумма, полученная (подлежащая к получению) от клиента за оказанные ему услуги за вычетом возмещаемых клиентом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчикам и иным организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. Положения пункта 30 статьи 120 НК распространяются также на случаи, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Таким образом, в ситуации, когда в силу особенностей выполнения перевозок последовательно несколькими перевозчиками экспортируемой транспортной услугой согласно подпункту 1.5 пункта 1 Указа признается часть перевозки, выполняемая белорусским перевозчиком по договору, из сути которого вытекает, что помимо перевозки осуществляются услуги, относимые к транспортно- экспедиционной деятельности, то налоговая база НДС, облагаемая по нулевой ставке НДС, определяется белорусским перевозчиком- экспедитором в порядке, установленном пунктом 30 статьи 120 НК. Определенная в таком порядке сумма налоговой базы НДС не будет включать в себя стоимость услуг, оказанных привлеченным иностранным перевозчиком.

[1] Положения подпункта 1.5 пункта 1 Указа распространяются на отношения, возникшие с 16.04.2022. [2] Договор перевозки подтверждается составлением СMR-накладной.

СMR-накладная является достаточным при отсутствии опровержения доказательством заключения договора перевозки, выполнения его условий и получения груза перевозчиком (статьи 4 и 9 КДПГ).

 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев