Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Надзорная деятельность arrow Департамент государственной инспекции труда arrow Статья «Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств»
Статья «Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств» Печать E-mail
16.05.2023 г.

Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств определены Правилами по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта,  утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 06.12.2022 № 78/104.

Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту (далее – ТО и Р) транспортных средств проводится в специально отведенных местах (далее, если не установлено иное, - посты ТО и Р), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием, предназначенными для выполнения соответствующих видов работ.

Ворота или двери помещений для ТО и Р транспортных средств оборудуются надежными устройствами для фиксации их в закрытом и открытом положениях.

Помещения для ТО и Р автомобилей должны оснащаться упорами или башмаками, устанавливаемыми под колеса, и страховочными подставками (тумбами, козелками) в соответствии с технологической потребностью.

На посты ТО и Р транспортные средства должны подаваться в чистом и сухом состоянии.

Работающие, выполняющие работы по ТО и Р транспортных средств, обеспечиваются соответствующими исправными инструментом и приспособлениями, подмостями или лестницами-стремянками. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой. Выполнение сварочных работ, работ с применением ручного электромеханического, пневматического инструмента с приставных лестниц не допускается.

Работники по профессиям рабочих, выполняющие работы по ТО и Р транспортных средств, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами.

Эксплуатация оборудования, инструмента и приспособлений, применяемых при ТО и Р, должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, эксплуатационными документами. Оборудование, инструмент и приспособления должны использоваться по назначению.

Участие водителей, других работающих в выполнении работ по ТО и Р транспортных средств допускается при соответствии их квалификации выполняемым работам и прохождении в установленном порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Испытательные (обкаточные) стенды должны обеспечивать надежность крепления обкатываемых агрегатов, гидросистем, плотность и герметичность трубопроводов, подводящих топливо, масло, охлаждающую жидкость и отводящих отработавшие газы.

Для проведения регулировочных работ тормозной системы транспортное средство должно находиться в неподвижном состоянии, двигатель остановлен. Осуществлять пуск двигателя и начинать движение транспортного средства после проведения регулировочных работ тормозной системы разрешается только после того, как водитель транспортного средства убедится, что работающие, производившие регулировочные работы тормозной системы, находятся в безопасной зоне.

При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работающие должны обеспечиваться лежаками, а при выполнении работ с упором на колени - наколенниками из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов транспортных средств массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами (полиспастами, тельферами и иными), оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Для транспортирования деталей, узлов и агрегатов транспортных средств массой 15 кг и более следует применять грузовые тележки платформенные, оборудованные стойками, упорами и другими устройствами, предохраняющими детали, узлы и агрегаты от падения и самопроизвольного смещения.

При выполнении работ по ТО и Р транспортных средств работающим не допускается:

- находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;

- производить самостоятельно устранение неисправностей оборудования без наличия соответствующей квалификации;

- работать без соответствующего освещения;

- находиться в проеме въездных ворот во время нахождения или передвижения в них транспортного средства;

- находиться между транспортным средством и опорой или иным сооружением во время движения или перед началом движения транспортного средства;

- находиться на крыше движущегося транспортного средства;

- прыгать с крыши одного транспортного средства на крышу другого транспортного средства;

- подниматься на крышу транспортного средства во время нахождения транспортного средства в проеме въездных ворот;

- перепрыгивать через открытую осмотровую канаву или переходить через нее при отсутствии переходного мостика;

- проводить работы по ТО и Р транспортного средства, стоящего на осмотровой канаве, при отсутствии переходных мостиков;

- садиться на край осмотровой канавы вблизи стоящего транспортного средства;

- при работе в осмотровой канаве класть на край осмотровой канавы или головку рельсов инструмент или материалы;

- снимать средство индивидуальной защиты головы при работе в осмотровой канаве;

- прикасаться незащищенными руками к неизолированным электрическим проводам электроустановок или к участкам электрических проводов с поврежденной изоляцией.

При перерыве в работе электроинструмента или прекращении подачи электрической энергии электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Убирать рабочее место от пыли, мусора и отходов производства (опилки, стружка и иное) разрешается только щеткой. 

Транспортное средство, установленное на пост ТО и Р, необходимо закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса.

На рулевое колесо автомобиля, автобуса должна быть вывешена предупреждающая табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!». На автомобилях, автобусах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена у этого устройства.

При необходимости ремонта транспортного средства на линии в темное время суток рабочее место должно освещаться переносными электрическими светильниками.

При работе внутри кузова транспортного средства необходимо соблюдать осторожность во избежание падения в открытый люк в полу. Не допускается сбрасывать что-либо через открытый люк.

Проверку работоспособности и герметичности аппаратов и приборов пневмосистемы транспортных средств необходимо проводить при давлении сжатого воздуха, величина которого не превышает установленного предельного значения.

При ремонте пневмосистемы необходимо предварительно снизить давление и полностью выпустить воздух из пневмосистемы. Не допускается отсоединять трубопроводы и аппараты пневмосистемы, находящиеся под давлением.

При продувке воздухопроводов пневмосистемы необходимо прикрывать выходное отверстие специальной емкостью с упорной стенкой или фартуком для улавливания и гашения воздушного потока.

Грузоподъемные механизмы, применяемые при подъеме транспортных средств, а также грузозахватные приспособления должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, эксплуатационным документам.

Для безопасного выполнения работ по ТО и Р с применением грузоподъемных механизмов работодателем назначается ответственное должностное лицо (далее - лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными механизмами).

Подъем транспортных средств проводится под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.

Перед установкой транспортного средства для подъема каждый грузоподъемный механизм должен осматриваться и проверяться лицом, ответственным за безопасное производство работ грузоподъемными механизмами, которое должно удостовериться в том, что:

- масса предназначенного для подъема груза не превышает обозначенную на грузоподъемном механизме предельную грузоподъемность;

- части грузоподъемного механизма не имеют трещин, надломов и других повреждений, а стяжные болты надежно затянуты;

- элементы грузоподъемного механизма смазаны, а детали вращаются легко, без заедания;

- грузоподъемный винт прямой, не заедает в гайках, износ резьбы винта и гаек не превышает норму, установленную при эксплуатации данного грузоподъемного механизма;

соединительные кабели не имеют повреждения изоляции (разрезы, вмятины и иное) и нарушения заделки концов кабеля в разъемах.

При осуществлении ремонта транспортного средства на линии перед снятием колес необходимо поднять транспортное средство домкратом с установкой страховочных подставок (тумб, козелков) и противооткатных упоров.

Не допускается нахождение работающих внутри транспортного средства, а также под ним в процессе подъема или опускания транспортного средства грузоподъемным механизмом.

При установке транспортного средства на страховочные подставки (тумбы, козелки) необходимо следить за тем, чтобы страховочные подставки были надежно установлены на полу, а кузов прочно опирался на рабочую поверхность каждой опоры.

На каждой страховочной подставке (тумбе, козелке) должна быть указана предельно допустимая нагрузка.

При техническом обслуживании и ремонте транспортных средств для доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным в нижней части транспортных средств, используются осмотровые канавы, размеры которых определяются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования. Неиспользуемые более одной рабочей смены осмотровые канавы должны перекрываться.

Пол осмотровой канавы, в которой производится работа с помощью передвижного грузоподъемного механизма, освобождается от посторонних предметов, деталей и поддерживается в чистоте.

Для перехода через осмотровую канаву следует применять переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами или специальным технологическим оборудованием (в местах его установки), должны иметь устройства, предотвращающие падение автомобиля в канаву или с эстакады во время его передвижения.

Тупиковые осмотровые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес автомобиля.

Главный государственный инспектор

отдела надзора за соблюдением

законодательства об охране труда

Могилевского областного управления

Департамента государственной инспекции труда

Ю.В. Гильмутдинова

Последнее обновление ( 16.05.2023 г. )
 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев