Министерство по налогам и сборам (далее — МНС) с учетом
пояснений, представленных в адрес МНС Министерством транспорта и
коммуникаций и Ассоциацией международных экспедиторов и логистики
«БАМЭ», по вопросу правомерности применения с 01.01.2021 ставки НДС
в размере ноль (0) процентов при оказании (организации оказания) услуг
по предоставлению (подаче) железнодорожного подвижного состава под
погрузку на основании договора транспортной экспедиции сообщает
следующее.
С учетом изменений, внесенных с 01.01.2021 в Налоговый кодекс
Республики Беларусь (далее — Кодекс), к экспортируемым транспортным
услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов,
относятся, в том числе, транспортно-экспедиционные услуги, которые
обязуется выполнить и (или) организовать выполнение экспедитор на
основании договора транспортной экспедиции с клиентом, если такие
услуги связаны с организацией и (или) обеспечением международной
перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта по
установленным Кодексом маршрутам (пункт 2 статьи 126 Кодекса).
Услуги, относимые к транспортно-экспедиционным, перечислены в
статье 8 Закона Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-З
«О транспортно-экспедиционной деятельности», среди которых не
поименованы услуги по предоставлению (подаче) железнодорожного
подвижного состава под погрузку. Вместе с тем, данный перечень не
является закрытым и включает в себя «иные услуги, связанные с
перевозкой грузов».
Применение нулевой ставки НДС подпунктом 1.7 пункта 1 статьи
122 Кодекса установлено только для государственного объединения
«Белорусская железная дорога» при предоставлении в пользование
грузовых вагонов, контейнеров, тележек, рефрижераторных вагонов
организациям железнодорожного транспорта общего пользования
иностранных государств.
Министерством транспорта и коммуникаций, Ассоциацией
международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» в адрес МНС
пояснено, что при оказании услуг по подаче (предоставлению) под
погрузку железнодорожного подвижного состава:
вагоны предоставляются под конкретный груз в целях перевозки по
определенному маршруту. Номера вагонов указываются в
железнодорожных накладных;
клиент не получает во владение вагоны, ему лишь предоставляется
право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения;
срок предоставления вагона завершается одновременно с
завершением договора перевозки, а плата за предоставление
устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (например, в
процентах от провозной платы);
осуществляется диспетчерский контроль за продвижением и
возвратом железнодорожного подвижного состава, то есть транспортного
средства, а не грузов.
Учитывая изложенное и принимая во внимание технологические
особенности организации перевозок грузов железнодорожным
транспортом, полагаем правомерным (при выполнении иных условий,
установленных пунктом 2 статьи 126 Кодекса) применение нулевой
ставки НДС при оказании (организации оказания) услуг по подаче
(предоставлению) под погрузку железнодорожного подвижного состава в
целях осуществления международной перевозки грузов, если такие услуги
оказываются экспедиторами в комплексе экспортируемых
транспортно-экспедиционных услуг по договору транспортной
экспедиции, то есть если исходя из заявки клиента наравне с услугами по
подаче (предоставлению) под погрузку железнодорожного подвижного
состава экспедиторами фактически оказываются также и иные
транспортно-экспедиционные услуги (организовывается также оказание
иных услуг), в том числе осуществление расчетов с участниками
транспортно-экспедиционной деятельности (уплата провозных платежей
по маршруту экспедирования). |