Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и
Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19
«Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и
Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»
(далее — постановление) внесен ряд изменений в постановление Совета
Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики
Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16″ и утвержденное этим
постановлением Положение об использовании кассового и иного
оборудования при приеме средств платежа (далее — постановление №
924/16, Положение).
В целях реализации мер, направленных на увеличение доли
безналичных расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании
услуг, постановлением:
сокращается перечень случаев, при которых юридические лица и
индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой
адрес наличными денежными средствами при продаже товаров,
выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной
деятельности без применения кассового оборудования и (или)
карточных платежных терминалов;
расширяется перечень объектов (видов деятельности), в которых
(при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные
предприниматели обязаны использовать платежные терминалы,
определенный приложением 11 к постановлению № 924/16.
Так, постановлением предусматривается исключение из пункта 35
Положения подпунктов 35.5, 35.7, 35.11, 35.12, 35.16 и 35.17 и,
соответственно, вводится обязанность использовать кассовое
оборудование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в
следующих случаях:
осуществление разносной торговли;
оказание услуг и продажи товаров (за исключением алкогольных
напитков и табачных изделий) в поездах городских, региональных,
межрегиональных, международных, коммерческих линий в ассортименте,
утвержденном государственным объединением «Белорусская железная
дорога»;
оказание на дому услуг, а также осуществление торговли с
доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи,
выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места
осуществления деятельности на территории сельской местности;
оказание бытовых услуг (за исключением технического
обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования,
хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в
сельских населенных пунктах, с количеством работников,
непосредственно оказывающих такие услуги, не более одного человека в
одну смену;
осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового
обслуживания населения (за исключением таких объектов,
предназначенных для технического обслуживания и ремонта
транспортных средств, машин и оборудования, хранения
автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных
пунктах, с численностью работников не более одного.
С целью расширения возможности осуществлять расчеты за
приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги с
помощью банковских платежных карточек и (или) иных платежных
инструментов, а также увеличения доли безналичных расчетов
постановлением предусматривается расширение перечня объектов (видов
деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические
лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать
платежные терминалы (приложение 11 к постановлению № 924/16), путем
включения в указанный перечень следующих объектов (видов
деятельности):
разносная торговля;
оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных,
межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров
(за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в
ассортименте, утвержденном государственным объединением
«Белорусская железная дорога»;
осуществление торговли с доставкой товаров на дом операторами
почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций
службы быта и коммунальных услуг;
выполнение работ, оказание услуг вне постоянного места
осуществления деятельности;
автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении
(за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-
такси);
объекты бытового обслуживания населения с количеством
работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более
одного человека в смену;
оказание от имени дипломатических представительств и
консульских учреждений иностранных государств услуг по приему
заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Справочно. Платежный терминал — программное или программно-
техническое средство, используемое на основании договора на оказание
платежных услуг в соответствии с законодательством в области
платежных систем и платежных услуг и предназначенное для
регистрации операций при использовании банковских платежных
карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с
последующим формированием платежного документа.
Таким образом, включение предусматриваемых проектом
постановления объектов (видов деятельности) в приложение 11 к
постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и
использование карточного платежного терминала и, следовательно, не
повлечет значительных расходов для субъектов хозяйствования,
поскольку выполнение предлагаемой обязанности предполагает
возможность использования в том числе программного обеспечения,
позволяющего принимать безналичные платежи (например, приложение
«Оплати», установка программного обеспечения банка на смартфон для
возможности приема платежей с использованием банковских платежных
карточек и иные варианты, не предусматривающие физическое наличие
карточного платежного терминала).
Также постановлением предусматривается совершенствование
порядка приема средств платежа с использованием торговых
автоматов на территории Республики Беларусь.
В последние годы рынок торговых автоматов претерпел
значительные изменения в связи с развитием технологий в сфере приема
платежей в безналичной форме. Большинство торговых автоматов в
настоящее время оборудовано как минимум устройствами, позволяющими
принимать платежи с использованием банковских платежных карточек,
отдельные торговые автоматы позволяют принимать платежи с
использованием иных форм безналичных расчетов (QR-коды и другие).
В этой связи постановлением предусматривается внесение
изменений в главу 5 постановления № 924/16, предполагающих
совершенствование порядка использования торговых автоматов, а также
полноценный учет выручки (наличной и безналичной) субъектов
хозяйствования, использующих такие торговые автоматы. Так, в
частности, постановлением предусматривается, что:
если субъект хозяйствования использует торговый автомат,
обеспечивающий прием платежей только наличными денежными
средствами, то в такой автомат должно быть установлено средство
контроля налоговых органов или встроен кассовый суммирующий
аппарат с установленным средством контроля налоговых органов (данное
требование действует в настоящее время) либо в такой торговый автомат
должна быть установлена программная касса (размещенная на устройстве
пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой,
размещенной в центре обработки данных операторов программных
кассовых систем;
если субъект хозяйствования использует торговый автомат,
обеспечивающий прием платежей наличными денежными средствами
и в безналичной форме, то в такой торговый автомат должен быть
встроен кассовый суммирующий аппарат с установленным средством
контроля налоговых органов либо в такой торговый автомат должна быть
установлена программная касса (размещенная на устройстве
пользователя) или он должен взаимодействовать с программной кассой,
размещенной в центре обработки данных операторов программных
кассовых систем.
Кроме того, постановлением предусматривается возможность
использования торговых автоматов при продаже товаров, подлежащих
маркировке унифицированными контрольными знаками и (или)
средствами идентификации, при условии соответствия кассовых
суммирующих аппаратов с установленным средством контроля налоговых
органов и программных касс требованиям, установленным пунктом 101
Положения.
Кроме того, в целях создания равных условий для всех субъектов
хозяйствования, использующих кассовое оборудование, постановлением
предусматривается возможность для юридического лица или
индивидуального предпринимателя, использующего специальную
компьютерную систему (далее — СКС) при согласии покупателя
(потребителя) выдавать покупателю (потребителю) платежный документ
только в электронном виде. Способ выдачи такого платежного документа
будет определяться определяется юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем, использующим такую СКС.
Справочно. В настоящее время, в соответствии с пунктом 151,
абзацем вторым пункта 23 Положения, при согласии покупателя
(потребителя) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
использующие кассовый аппарат или программную кассу, формируют и
выдают покупателю (потребителю) платежный документ только в
электронном виде.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2025 г., что позволит
субъектам хозяйствования заблаговременно подготовиться к новым
требованиям, обязанность по соблюдению которых предусматривается
постановлением. |