Как показал анализ производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда за январь-сентябрь 2013 года на предприятиях и в организациях города Могилева зарегистрировано 56 (за январь-сентябрь 2012 — 45) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 59 работников (за январь-сентябрь 2012 — 50), в том числе: 8 несчастных случаев со смертельным исходом (за январь-сентябрь 2012 — 9), 18 несчастных случаев с тяжелым исходом (за январь-сентябрь 2012 — 17), 2 групповых несчастных случая (за январь-сентябрь 2012 — 4) в которых пострадало 5 работников.
Вместе с тем, по состоянию на 10.10.2013 ситуация с несчастными случаями с тяжелыми последствиями усугубилась (зарегистрировано 9 несчастных случаев со смертельным исходом и 21 с тяжелым исходом против соответственно 9 и 17 за аналогичный период 2012 года).
Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,44 (за январь-сентябрь 2012 — 0,31), коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 25,32 (за январь-сентябрь 2012 — 33,32), число дней нетрудоспособности составило 1418 (за январь-сентябрь 2012 — 1666) рабочих дней.
По результатам проведенных специальных расследований, нанимателям было указано на необходимость рассмотрения вопроса о расторжении контрактов с должностными лицами по пункту 9 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, за однократное грубое нарушение правил охраны труда, в соответствии с требованиями пункта 1.4 Директивы № 1 Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Нанимателями, в случае установления степени утраты профессиональной трудоспособности медико-реабилитационной экспертной комиссией за однократное грубое нарушение правил охраны труда, с должностными лицами были расторгнуты контракты.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его, являются:
№ п/п |
ПРИЧИНЫ |
% от общего числа случаев |
2012 |
2013 |
1 |
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда |
15,56 |
26,79 |
2 |
нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда |
13,33 |
21,43 |
3 |
некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта |
4,44 |
10,71 |
4 |
эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования |
4,44 |
8,93 |
5 |
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
2,22 |
8,93 |
6 |
нарушение требований проектной документации |
2,22 |
7,14 |
7 |
допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда |
13,33 |
7,14 |
8 |
нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения |
8,89 |
3,57 |
9 |
нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств |
2,22 |
0,00 |
Вышеуказанные причины свидетельствуют о приниженном спросе с должностных лиц и работников за нарушение требований охраны труда, а также недостатках в осуществлении полномочий, предоставленных законодательными и нормативными правовыми актами городскому исполнительному комитету по управлению охраной труда в организациях, расположенных на подведомственной территории.
Необходимо принять дополнительные меры по вовлечению работников в управление охраной труда путем регулярного рассмотрения на общих собраниях трудовых коллективов информации о состоянии безопасности на рабочих местах, существующих рисках повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.
За январь-сентябрь 2013 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях г. Могилева проведено 310 проверок, из них 150 плановых и 160 внеплановых.
По результатам проверок было выдано 222 требования (предписания) на устранение 4687 выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, приостановлена (запрещена) эксплуатация 273 единиц оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.
К административной ответственности было привлечено 5 юридических лиц и 298 должностных лиц.
Анализ проверок, проведенных в третьем квартале 2013 года в ряде организаций города показал, что имеют место основные нарушения законодательства об охране труда, такие как нарушения требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176, Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159, Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209, Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47, Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210, Технического кодекса установившейся практики «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-78-2007), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2006 № 334, а так же допускается эксплуатация технически неисправного оборудования, не соответствующего требованиям правил и норм охраны труда и представляющего угрозу жизни и здоровью работающих.
В соответствии с доведенным комитетом по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома заданием, согласно графику в организациях города различных форм собственности необходимо внедрить систему управления охраной труда (далее — СУОТ) на основании стандартов OHSAS 18001:2007 и СТБ 18001-2009 в 40 организациях города.
Вместе с тем, согласно графику в третьем квартале 2013 года в ЧТУП «Могилевская межрайбаза», ОДО «Покров» СУОТ не внедрена.
Руководители предприятий, в которых в ходе проведения мониторинга выявлены нарушения, в указанные сроки представляют письменные ответы об устранении выявленных нарушений. Одновременно представителями мобильной группы, в ходе проведения мониторинга предприятий и организаций, проводится разъяснительная работа.
Работа мобильной группы строится таким образом, что объекты указанных организаций посещаются дважды, с целью контроля над устранением выявленных недостатков. Следует отметить, что в большинстве организаций рекомендации мобильных групп выполняются в полном объеме.
Вместе с тем, в некоторых организациях работа по устранению выявленных недостатков носит формальный характер и в основном сводится к устранению мелких замечаний, временном наведении порядка в документации, бытовых помещениях, к привлечению к дисциплинарной ответственности рядовых исполнителей и руководителей низшего звена. Так в ходе проведения мониторинга в ОДО «Продхозхим», ЧУПП «Сигма» был выявлен ряд нарушений, о чем информация была направлена нанимателям для устранения, назначены сроки выполнения. В ходе осуществления мониторинга данных организаций было установлено, что фактически большинство ранее выявленных замечаний остались не устраненными.
За 9 месяцев 2013 года в Могилёвское областное управление поступило 246 обращений от граждан, работающих в организациях г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 112 письменных и 134 устных обращения.
Анализ письменных обращений граждан показывает, что большая часть обращений поступила по вопросам увольнения, оплаты труда, в т.ч. нарушения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчёта.
Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, не оказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.
Нередко одной из причин допускаемых нанимателями нарушений законодательства о труде и об охране труда является непрофессионализм, отсутствие необходимого образования, стажа работы у работников кадровых служб, ненаправление их нанимателем на переподготовку и повышение квалификации, неисполнение нанимателями постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2005 № 187 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций».
Хочется отметить, что отдельным нанимателям небезразличны вопросы законодательства о труде и об охране труда. С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде и об охране труда в третьем квартале 2013 года наниматели (ООО «Авто-Капля», РУП «Проектный институт Могилёвгипрозем» РУП «Проектный институт Белгипрозем», ГУО «Ясли-сад № 84 г. Могилева» и др.) обратились с письменными заявлениями в Могилевское областное управление с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.
Заместитель начальника
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда Е.И. Мордашева
Начальник отдела надзора за
соблюдением законодательства
об охране труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда В.В. Талочкин
Главный государственный инспектор труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда А.Н. Теремов
Главный государственный инспектор труда
Могилевского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда Д.В. Довгун |