Как разграничить обычный подарок из благодарности и взятку. Где та граница, отделяющая должностное преступление от дисциплинарного проступка?
Отсутствие в законодательстве четко сформулированной позиции относительно понимания сути подарка и благодарности приводит на практике подчас к весьма курьезным случаям, когда подарки должностным лицам в виде коробки конфет, букета цветов и т.п., переданные им исключительно в знак благодарности или за справедливое и профессиональное разрешение дела, признаются как получение взятки, что в дальнейшем влечет достаточно суровое уголовное наказание.
По словам первого заместителя начальника УВД Могилевского облисполкома – начальника криминальной милиции полковника милиции Александра Германовича, бытует мнение, что взятка от подарка отличается суммой: подарок дешевле пяти базовых величин взяткой не считается. Действительно, в Гражданском кодексе Республики Беларусь есть глава «Дарение», в которой содержится норма (ст. 546 ГК), связанная с запретом дарения, «за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины».
Вместе с тем, 5 базовых – не критерий для отличия взятки от подарка. Основной признак подарка заключается в безвозмездности, то есть даритель не рассчитывает получить ничего взамен. Ни сегодня, ни в будущем. Взятка же всегда обусловлена поведением должностного лица. Вам дарят некое имущественное благо в надежде на получение каких-то преимуществ. Это и есть взятка. И неважно, будут ли это деньги либо другие имущественные ценности.
Получая вознаграждение (взятку), должностное лицо отчетливо понимает, что принимает подарок за действия, совершаемые с использованием своих служебных полномочий.
Следует отметить, что не только государственные служащие являются должностными лицами. Это вовсе не так. Должностными лицами могут быть и сотрудники организаций, независимо от формы собственности. Любой руководитель, даже в сфере частного бизнеса, может попасть под действие статьи 430 Уголовного кодекса в случае получения им незаконного вознаграждения.
Возможна и такая ситуация, когда лицо имеет некую финансовую заинтересованность за якобы совершение каких-либо действий по службе, которые оно в принципе выполнить не может из-за отсутствия полномочий. Такие действия квалифицируются как мошенничество.
Также необходимо дифференцировать понятие взяточничества от незаконного вознаграждения, норма которого закреплена статьей 433 УК. Предметом обоих видов преступлений являются материальные ценности и выгоды имущественного характера. Отличие от взяточничества в данном случае заключается в том, что субъектом его является должностное лицо, а принятия незаконного вознаграждения – только работник государственного органа или иной госорганизации, который по занимаемой должности или характеру выполняемой работы не является должностным лицом.
Таким образом, говорить о получении взятки-благодарности можно тогда, когда работник совершил незаконные действия по службе в интересах взяткодателя или иных лиц и рассчитывал на предоставление вознаграждения за совершение действий с использованием своих служебных полномочий.
Уголовная ответственность за взяточничество в Республике Беларусь предусмотрена статьями 430-432 Уголовного кодекса. Наказание за подобные преступления в нашей стране суровое – до 15 лет.
Важную роль играет примечание к статьям 431, 432 УК, которым определено, что лицо, давшее взятку, посредник либо соучастник освобождаются от уголовной ответственности, если после совершения преступных действий они добровольно заявили о содеянном. Добровольное заявление взяткодателя либо посредника предполагает обращение с соответствующим заявлением (устно либо письменно) в милицию, прокуратуру, суд либо иной государственный орган о совершенном им преступлении до того момента, пока органам власти не стало известно об этом.
mogilev.mvd.gov.by |