Белорусское общество изучения боли в этом году отмечает пятилетний юбилей, расширяет свои ряды и уже официально является национальной ячейкой в составе всемирной ассоциации изучения боли IASP и Европейской федерации EFIC. Одним из первопроходцев в этой области медицины в нашей стране была Могилевская больница № 1, где в 2019-м открыли соответствующий лечебный кабинет. На развитие проекта врач анестезиолог-реаниматолог Сергей Гапанович в свое время получил грант Президента и сегодня возглавляет Белорусское общество изучения боли. Кто такой врач-алголог и как помочь пациенту?
«Надо научиться управлять болью»
По статистике, каждый пятый человек в мире страдает тем или иным хроническим болевым синдромом. Общепринято, что о таком синдроме можно говорить, если он продолжается более трех месяцев. Среди людей, которые чаще всего обращаются в клиники, на первом месте стоят пациенты с проблемами в пояснице, на втором — в крупных суставах и на третьем — с головными.
— Надо научиться управлять болью, чтобы она не управляла тобой, — объясняет Сергей Гапанович. — Врач-алголог рассматривает хроническую боль исключительно как самостоятельное заболевание, его миссия — всеми доступными способами уменьшить страдания пациента и улучшить качество его жизни.
Боль может быть связана не только с повреждением тканей, структур нервной системы, но и возникает без видимых повреждений из-за поломки систем проведения и обработки болевого импульса в мозге. Во многих случаях хронические случаи лечат при помощи особого класса препаратов — антидепрессантов с противоболевым эффектом, при этом с пациентом должен работать психотерапевт, поясняет Сергей Гапанович:
— Пути хронической боли и депрессии в головном мозге достаточно схожи, часто у пациентов с хронической формой развивается депрессия, а также наоборот. Антидепрессанты, повышая уровень «дефицитных» молекул, в долгосрочной перспективе могут реально переломить ситуацию и улучшить качество жизни. Только врач может распознать природу боли и выбрать правильную тактику борьбы с ней.
Современные методики
Врач-алголог должен обладать обширными знаниями, его теоретический багаж выходит за рамки какой-то отдельной специальности. Главное — такой специалист должен стать лидером команды и уметь сформировать междисциплинарный менеджмент боли пациента (то есть план лечения) с привлечением консультантов по профилю.
В Могилевской больнице № 1 работает специальный кабинет. Как один из важных компонентов в помощи пациенту применяются минимально инвазивные методики, в том числе лечебные блокады. Процедуры выполняются при помощи спецоборудования, а благодаря системам навигации во время их проведения, ультразвуку и рентгену инъекции доставляются точно в цель.
В большинстве случаев также важно донести до человека, что он должен изменить образ жизни: увеличить физическую активность, скинуть вес, бросить курить. Сергей Гапанович признается, что это самое сложное. Но именно мотивированные пациенты, которым важно оставаться активными, заниматься любимым делом, путешествовать, показывают самый высокий эффект от терапии боли.
В команде доктора также два молодых специалиста — оба врачи анестезиологи-реаниматологи, инструктор-методист физической реабилитации и медсестра. Существуют доказанные эффективные методы психологической поддержки при хронической боли, именно поэтому в команде еще и психолог, психотерапевт.
Инструктор-методист физической реабилитации Анастасия Арсенидзе работает в кабинете с момента его открытия:
— Физическая терапия с помощью укрепления мышц, повышения выносливости организма способствует уменьшению боли и даже может помочь отучить от нее мозг. Сейчас стали успешно использовать зеркальную терапию, в частности у пациентов с фантомной болью, например, после ампутаций. Пациент размещает зеркало так, чтобы в отражении видеть здоровую конечность вместо отсутствующей. Выполняя определенную программу движений, мозг, «обманутый» визуальной обратной связью, активирует зеркальные нейроны, что способствует уменьшению болезненных ощущений. Применяем также иглорефлексотерапию, кинезиотейпирование, карбокситерапию.
Молодая инициатива
Системы подготовки врача-алголога в белорусских медицинских вузах пока нет. Однако существует система определенного обучения на до- и последипломном уровнях, в том числе и для медицинских сестер. Утверждены профессиональные стандарты, система взаимодействия между специалистами разного профиля, основанная на общем понимании проблемы.
Молодой врач анестезиолог-реаниматолог Вячеслав Корытко решил специализироваться в этой области. Признается, что интерес к алгологии вызвал желание снизить болевые ощущения женщинам при родах:
— В нашем стационаре выполняется большое количество разных высокотравматичных операций, к примеру эндопротезирование крупных суставов, операции в брюшной полости, пластические операции при ожогах. Современные методы лечения послеоперационных пациентов подразумевают максимально быстрое и эффективное купирование болевого синдрома, что улучшает исходы операции и снижает риски осложнений.
Еще один молодой врач Никита Янукович объясняет, что его всегда интересовало не только лечение конкретного заболевания, но и то, как пациент живет с ним каждый день:
— Развитие алгологии позволяет повысить качество медпомощи, внедрить современные методы лечения и поддержать пациентов, в том числе психологически. А главное — изменить отношение общества к этой проблеме и сделать ее не неизменным спутником болезни, а приоритетом для диагностики и терапии.
С мыслью о будущем
Алгология развивается, имеет широкую доказательную базу и за ней большое будущее, уверен Сергей Гапанович:
— Вопросы, касающиеся хронической боли, в последнее время все чаще поднимаются в нашем обществе. Важно, что мы стали общаться, обмениваться опытом на отечественных и международных площадках, участвовать в международных конференциях. У нас сложились прочные связи с российскими коллегами, которые всегда поддерживают нас в работе. В Белорусское общество изучения боли уже входит достаточно большое количество врачей, мы активно вовлекаем в наше движение не только анестезиологов, но и неврологов, врачей общей практики, ортопедов-травматологов, хирургов, психотерапевтов, реабилитологов и других специалистов. Перспективу видим в организации многоуровневой системы: консультативные кабинеты лечения в стационарах и крупных поликлиниках, отделения во всех областных центрах, где можно реально организовать междисциплинарный подход, а также экспертные центры, скажем, в столице, где уже будут доступны высокие технологии лечения.
Будущее алгологии тесно связано с развитием высоких технологий, интеграцией искусственного интеллекта и телемедицины. В мировой медицине уже наблюдается развитие методов нейромодуляции и робототехники для лечения сложных случаев. Алгология становится самостоятельной медицинской специальностью с четкими стандартами оказания соответствующей помощи.
Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ |