Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Новости arrow Крещенские таинства
Крещенские таинства Печать E-mail
20.01.2015 г.

Крещенские таинстваКрещение считается одним из великих церковных праздников в память христианского обряда, принятого Спасителем. В канун Крещения и в сам день Крещения в храмах после обедни совершается ритуал великого освящения воды. Прихожане из церкви крестным ходом идут на реку или озеро, где в проруби, высеченной в форме креста, освящают воду. А если вблизи храма имеется обустроенный источник, как в деревне Полыковичи, недалеко от Могилева, то к нему сходятся жители всех окрестных мест.

Крещенской водой, которую приносят из церкви, окропляются все углы в домах и помещениях. Вода хранится весь год как панацея от всех болезней и недугов. Крещенский снег и лед, собранные в крещенскую ночь, также считаются священными, ими обтирают больных и немощных, и тем становится легче. И верующие, и сомневающиеся в этот день стремятся окунуться в водоеме в полный рост, омывая себя святой водой, и в шутку обрызгать ею не решающихся последовать их примеру.

Сегодня в Могилеве из-за теплых зим крестный ход к реке — явление нечастое, но еще каких-нибудь сто лет назад без него праздник Крещения не обходился и был обязательным для всех верующих.

В начале 1916 года последний российский император Николай II, бывший в ту пору Верховным главнокомандующим в Ставке в Могилеве, записал в своем дневнике: «Крещение Господне. Утром было 15 мороза, в полдень 7, а во время моей прогулки 5. После чая отправился к архиерейской службе в церкви, оттуда крестный ход спустился к Днепру с правой стороны моста. Все части гарнизона стояли шпалерами, батареи произвели салют в 101 выстрел, и аэропланы летали над головами. Погода была тихая, приятная. В 11 1/2 был уже в штабе на докладе. Читал до прогулки и писал после. Вечером играл в кости».

Паломничество за святой водой выступало неотъемлемой чертой городского быта губернского центра. «Накануне Крещения, — указывал могилевский этнограф И.Рубановский, — в церкви бывает водосвятие и каждый домохозяин или сам, или его домашние приносят с собою кувшин, чтобы почерпнуть освященной воды. По окончании водосвятия все бросаются поскорее зачерпнуть освященной воды, в той уверенности, что вода, почерпнутая раньше, чем успели зачерпнуть другие, действительнее. По возвращении домой все пьют освященную воду и садятся ужинать; обеда в этот день не бывает, и все, даже дети, до освящения воды постятся, ничего не едят. Ужин бывает постный: сельди, рыба соленая, вареная и жареная, и, наконец, кутья пшеничная или ячменная с медом или конопляным маслом — эта третья, так называемая постная кутья; в этот день приглашают священника окропить дом священною водою. На другой день, выслушав заутреню и раннюю обедню в своей приходской церкви, все идут потом еще на позднюю обедню в ту церковь, из которой бывает крестный ход на реку для водосвятия; по освящению воды, все берут освященную воду, а также и ветви елок, которыми обставлена была прорубь на реке, где освящена вода. Богоявленская вода сохраняется в продолжении целого года: ее употребляют в разных болезнях, преимущественно детских, происшедших „от сглаза“, с похвалы ребенка, сказанной в худой час. Ветви „иорданской елки“ жгут и ими подкуривают детей, когда те болеют от испуга и прочего. Вечером каждое семейство или идет в гости, или принимает у себя гостей, и так как это последний день праздника, последний святой вечер, то „хорошенько выпить“ считается долгом».

Наряду с освящением воды праздник Крещения заключал в себе и таинства иного рода, восходящие еще к языческим культам. Речь идет о гаданиях, которые в ортодоксальном христианстве осуждались и считались ворожбой, но церковь закрывала на это глаза, поскольку гадания стали народной традицией и серьезно не мешали вере. «Если девушки собираются где-нибудь одни, — продолжает И.Рубановский, — без мужчин, или остаются дома, то они гадают; растапливают воск и по фигурам, которые образуются из растопленного воска, стараются угадать свою судьбу. Выбегают на улицу и спрашивают имена прохожих: какое имя услышит девушка — это будет имя суженого. Подслушивают под окнами соседей: если в доме слышится спокойный разговор или смех — хорошая примета, если же спор или брань — дурная примета, — жизнь в замужестве будет неспокойная. Бросают башмак за ворота, и в какую сторону он упадет носком, оттуда нужно ждать жениха. В праздничные вечера в более зажиточных семействах устраивали „вечеринки“, приглашали в назначенный вечер знакомых и родных, звали музыкантов — две, три скрипки и цимбалы, устраивали танцы — кадриль, вальс, польку, гостей угощали чаем, яблоками, орехами, вареньем, и потом все оканчивалось ужином, во время которого мужчины и пожилые женщины усердно угощались хозяевами водкой и различными наливками. Возвратиться с вечеринки пошатываясь, считалось признаком хорошего, достаточного угощения».

Однако нельзя не сказать о гадании иного рода, связанном с откровенной мистикой и оккультизмом и имевшем иногда зловещие последствия для гадавших. В широком обиходе было распространено гадание на суженого с использованием зеркала. Зеркало в представлении наших предков было не только гладкая, отполированная блестящая поверхность, дающая отражение находящихся перед ней предметов, но и входом в другой мир, где обитали иные сущности. Народ верил и верит сейчас, что зазеркалье действительно существует. Разбить зеркало считалось дурным предзнаменованием, а если в доме находился покойник, то зеркало обязательно накрывали черным крепом. Сам процесс гадания проходил в бане, это было единственное сооружение на мещанском подворье, которое почему-то не освящалось священником и в нем не полагалось держать икон и даже маленьких образков.

С баней и гаданием в ней связано достаточное количество очень неприятных случаев, зафиксированных людьми официальными — врачами «скорой помощи» и работниками милиции, так что таинства гадания — это вовсе не бабушкины сказки. Гадающие девицы должны были приходить в баню в полночь, сняв украшения и нательные кресты, раздевшись до нижней рубашки. Белье тоже полагалось снимать. Девушки должны были выглядеть так же, как их далекие предки по женской линии задолго до прихода христианства на Русь. Если в предбаннике все же висела икона, то ее обязательно выносили. Теперь гадающая должна была оставаться одна в освещенном свечами помещении, которое тоже выглядело, как в незапамятные времена, и воззвать к неким сущностям или существам, которые и должны были открыть имя и внешность суженого. Гаданию в бане предшествовал визит молодой особы к знахарке-колдунье. Таких колдуний сейчас имеются считанные единицы на всю страну, но и в позапрошлом веке их было очень немного. Знахарка могла не только познакомить с тщательно выверенной по старым оккультным книгам «технологией» гадания, но и снабдить приворотным зельем и даже помочь прервать нежелательную беременность так, что никто и не увидел бы никаких изменений. Но самым главным являлось выполнение главного совета колдуньи для гадающей девушки — вовремя набросить платок на зеркало, в котором что-то приближалось к смотрящей. Потому что если вовремя не накинуть, у бредущего по световому коридору к гадающей появляются рога, лицо страшно искажается, и последствия гадания могут быть любыми.

В дореволюционных журналах время от времени появлялись фотографии лиц девушек, не успевших накинуть на зеркало платок во время гадания как назидание не знаться с нечистой силой. Между тем даже и сегодня, в век коллайдера и Интернета, гадание в бане на Крещение вновь входит в моду среди богемной элиты Москвы и Петербурга. Но все же Крещение — праздник светлый и в центре его — вода, которая во всех водоемах в этот день становится святой. С древнейших времен вода была символом очищения, а погружение в нее — знамением покаяния. Наряду с этим она выступала и символом жизни — как необходимая материя для существования человека. Погружаясь в воду в праздник Крещения, человек отказывается от совершения зла, смывает с себя грязь греха и становится чистым душой и телом.

Борис СИДОРЕНКО, «Могилевская правда»

Последнее обновление ( 20.01.2015 г. )
 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев