Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Новости arrow Психологическая готовность к материнству в семье, находящейся в социально-опасном положении
Психологическая готовность к материнству в семье, находящейся в социально-опасном положении Печать E-mail
17.04.2015 г.

Психологическая готовность к материнству в семье,  находящейся в социально-опасном положенииК сожалению семьи, находящиеся в социально-опасном положении, встречаются часто. Нередко причины семейного неблагополучия кроятся в недостатке материальных благ, алкогольной зависимости, психологическом и физическом насилии со стороны близкого человека.

Существуют и другие причины семейного неблагополучия – проблемы, которые касаются внутреннего мира человека: психологическая готовность к материнству и отцовству; внутриутробное вынашивание малыша; воспитание ребенка; психологический климат семьи; взаимоотношения между родителями и их родственниками; традиции и правила, которые передаются из поколения в поколение; случайные знакомые, которые влияют на взаимоотношения родителей и др.

«Клубок начинается с маленькой ниточки», т.е. любая вышеперечисленная причина может повести за собой множество других, ей подобных. А любой проступок внешне со стороны окружения может сформировать неверное суждение о сложившейся ситуации в семье.

Сегодня мы обратимся к одной из важнейших проблем – психологическая готовность к материнству. Так как появление малыша на свет предназначено женщине, и тому, как она отнесется к данной новости, внутриутробному вынашиванию, социальному окружению, отказу от негативных привычек (курение, алкоголь, физические нагрузки) и т.п., зависит полноценное становление и развитие ребенка.

Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства. В практике работы с беременными чаще всего предлагается следующее: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; подготовка к родам; личностный рост; освоение навыков ухода за ребенком.

Теоретические и практические исследования в области психологии материнства свидетельствуют, что для эффективной подготовки женщины к рождению и  воспитанию ребенка необходимо осуществлять психологическую работу в нескольких направлениях:

  • повышение личностной зрелости;
  • коррекция родительских установок и форм взаимодействия с ребенком;
  • оптимизация мотивации рождения ребенка;
  • повышение материнской компетентности;
  • коррекция онтогенетического развития материнской сферы.

Для осуществления этих целей необходимо применять соответствующие методы индивидуальной диагностики, индивидуального консультирования и индивидуальной и групповой психологической работы с женщиной и ее семьей.

Для проектирования диагностики и психологической работы с женщиной и ее семьей в период ожидания, рождения и воспитания ребенка необходимо четкое представление о том, что понимается под готовностью к материнству. В такой готовности можно выделить пять основных блоков.

  • Личностная готовность
  • общая личностная зрелость (адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; внутренняя каузальная атрибуция и внутренний локус контроля; отсутствие зависимостей) и личностные качества, необходимые для эффективного материнства (эмпатия; способность к совместной деятельности; способность быть «здесь и теперь»; творческие способности; интерес к развитию другой личности; интерес к деятельности выращивания и воспитания; умение получать удовольствие; культура тела).
  • Адекватная модель родительства:
  • адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры;
  • оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение [1].
  • Мотивационная готовность

зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится:

  • средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины;
  • средством удержания партнера или укрепления семьи;
  • средством компенсации своих детско-родительских отношений;
  • средством достижения определенного социального статуса и т.п.
  • Сформированность материнской компетентности:
  • отношение к ребенку как субъекту не только физических, но и психических потребностей и субъективных переживаний;
  • сензитивность к стимуляции от ребенка;
  • способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние;
  • гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития;
  • необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром;
  • способность к совместной деятельности с ребенком;
  • навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.
  • Сформированность материнской сферы. 
  • Материнство как часть личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера) включает три блока (эмоционально-потребностный; операциональный; ценностно-смысловой), содержание которых последовательно формируется в онтогенезе женщины (во взаимодействии с собственной матерью и другими носителями материнских функций;
  • сюжетно-ролевой игре в куклы и семью; во взаимодействии с младенцами до рождения своего ребенка; в период полового созревания; во взаимодействии с собственными детьми).
  • В каждом блоке должны быть сформированы необходимые компоненты. В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка);
  • объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний).
  • В операциональном: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений).
  • В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

Подводя итог, хочется обратиться к словам Франклина Рузвельта:
«Мы не всегда можем сделать будущее лучшим для наших детей, но мы всегда можем их к нему подготовить».

Психолог отделения САиР Сорокина А.С.
Учреждение «Центр социального
обслуживания населения Октябрьского
района г.Могилева»

 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев