Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление познавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать их поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая предметная среда.
Главная задача развивающей экологической среды — создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.
У нас в каждой группе созданы уголки природы.
В апреле месяце прошёл смотр-конкурс «Огород на окне».
В каждой группе с февраля высаживаются «Огороды на окне», где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за растениями. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных.
В группах в уголках природы в наличии картотеки комнатных цветов, есть природный материал для конструирования, макеты природных зон, биоценозов, макеты по произведениям писателей В. Бианки, К. Ушинского и др. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.
Для организации игровой и коммуникативной деятельности в группах подобраны игры на развитие навыков общения у дошкольников с экологическим содержанием, сюжетно-ролевые игры «Туристы», «Подводный мир», «Сельский двор». Воспитатели придумали и изготовили различные дидактические игры: «На дереве- на земле», «Домашние и дикие животные», «Животные и детеныши», «Подбери лист к дереву», «Муравейник и его обитатели», «Весенние цветы», «Времена года».
Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.) При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В уголке природы собраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок.
ГУО «Ясли-сад № 97 г.Могилёва» заместитель заведующего по основной деятельности
Латотина Инесса Леонидовна
|