Игорный бизнес — специфический вид деятельности, находящийся на особом контроле налоговых органов. В рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности налоговые инспекции достаточно часто сталкиваются с вопросами соблюдения организаторами азартных игр требований законодательства, в том числе о лицензировании в данной сфере деятельности. В целях минимизации негативных последствий для субъектов игорного бизнеса в виде прекращения действия специального разрешения (лицензии) налоговая инспекция информирует о недопустимости следующих нарушений.
Так, неисполнение, либо частичное исполнение организатором азартных игр налогового обязательства по уплате налога на игорный бизнес в установленный Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) срок является нарушением лицензионного требования и условия, предусмотренного подпунктом 160.3 пункта 160 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее — Положение о лицензировании) и как следствие, основанием для вынесения требования об устранения выявленных нарушений в порядке, предусмотрено пунктом 75 Положения о лицензировании. При этом необеспечение своевременной и полной уплаты налога на игорный бизнес в течение 2 месяцев подряд в соответствии с абзацем третьим пункта 165 Положения о лицензировании является грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий.
Согласно положениям статьи 309 НК налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц. Уплата налога на игорный бизнес производится не позднее 22-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом. В статье 3-1 НК определено, что сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.
Таким образом, налог на игорный бизнес может уплачиваться в течение месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, но не позднее 22-го числа этого месяца.
Выявляются нарушения, выразившиеся в допуске в игорные заведения физических лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений на территории Республики Беларусь. За нарушение лицензионного требования и условия, предъявляемого к лицензиату при осуществлении им деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренного подпунктом 160.2 пункта 160 Положения о лицензировании, пунктом 15 Положения № 9, выразившееся в допуске в игорное заведение физических лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений, инспекциями МНС вынесено 5 требований (предписаний).
В нарушение подпункта 160.2 пункта 160 Положения о лицензировании, частью четвертой пункта 14-1 Положения № 9, подпунктом 1.3 пункта 1 постановления МНС от 30.11.2012 № 36 «О порядке ведения и доведения до сведения организаторов азартных игр перечня физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений» организаторы азартных игр не уведомляют налоговые органы об увольнении уполномоченного работника организатора азартных игр — пользователя интернет-ресурса.
Обращаем особое внимание, что в соответствии с частью второй статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее — Закон) организаторы азартных игр относятся к лицам, осуществляющим финансовые операции. В силу абзаца десятого части первой статьи 6 Закона организаторы азартных игр, обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю (далее — специальный формуляр), и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга (Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь — далее — ДФМ) в установленные сроки.
Согласно пункту 84 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367 (далее — Инструкция № 367), специальные формуляры в виде электронных документов представляются в ДФМ по электронным каналам передачи данных через СККС.
Учитывая изложенное, организаторы азартных игр обязаны производить заполнение специального формуляра и направление его в электронном виде в орган финансового мониторинга посредством использования СККС.
За нарушения установленного порядка представления специального формуляра в орган финансового мониторинга с использованием СККС, виновные лица несут административную ответственность в соответствии со статьей 23.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до пятидесяти базовых величин. Административная ответственность за невыполнение лицом, осуществляющим финансовые операции, предусмотренных законодательством мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения установлена частью первой статьи 11.72 КоАП в виде наложения штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти до тысячи базовых величин. |