Согласно многолетней статистике, осенне-зимний период является наиболее аварийным. Как только наступают холода, автолюбители сталкиваются с рядом проблем, связанных с погодными условиями. Это и понижение температуры, и гололед, и снежные заносы, которые таят в себе не меньше опасностей, чем обледенелая дорога. Многолетняя практика показывает, что с приходом холодов количество аварий увеличивается.
Подготовку транспорта к эксплуатации в зимний период необходимо начинать заранее: своевременно приобретать зимнюю резину для своего автомобиля, вовремя ее менять. Хотя это и требует всегда дополнительных расходов, однако именно от шин напрямую зависит безопасность дорожного движения. На безопасности экономить не стоит.
Следует обратить особое внимание автовладельцев, что с подписанием Указа Президентом Республики Беларусь № 483 13 октября 2014 года рекомендация водителям «переобувать» автомобиль в зимние шины стала обязательством.
При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонн включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонн, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм.
В качестве зимних шин принимаются шины маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками со снежинкой внутри нее либо знаками «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons».
Ответственность за неиспользование на транспортном средстве зимних шин влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 0,5 базовых величин.
В случае же, если на транспортном средстве установлены зимние шины, но остаточная высота рисунка протектора составляет менее 4 мм – штраф до 1 БВ, либо предупреждение. Повторное в течение года подобное нарушение повлечет штраф от 2 до 5 базовых величин.
За допуск к участию в дорожном движении транспортное средство, имеющее неисправности, при наличии которых участие в дорожном движении запрещено, лицо, ответственное за его техническое состояние или эксплуатацию, будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 4 до 6 базовых величин.
Не только колеса, но и автомобиль в целом должен быть соответствующим образом снаряжен к эксплуатации в холодный период. Необходимо проверить общее состояние системы отопления – от ее исправности зависит возможность беспрепятственно наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку перед собой и по сторонам, при неполадках в системе стекла будут запотевать или замерзать. А это автомобилисту ни к чему. Важно проверить исправность фар и габаритных огней. Не будет лишним заменить стеклоочистители, а омыватель ветрового стекла необходимо заправить специальной незамерзающей жидкостью.
Обратите внимание на состояние технических жидкостей. В частности, тормозную жидкость рекомендуется менять раз в два-три года, но перед наступлением холодов лучше проверить на СТО ее состояние. Перед холодами аккумулятор должен быть заряжен. Почистите клеммы и проверьте, плотно ли на них сидят контакты.
Помните о безопасном вождении. Управление транспортом в осенне-зимний период требует от водителя особого внимания, строгого соблюдения правил и хороших навыков вождения. Не стоит забывать о том, что на скользкой дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью снижается в несколько раз, а остановочный путь автомобиля увеличивается в 4 раза, а на обледенелой дороге в 6-7 раз. Немаловажным фактором обеспечения безопасности движения в этот период является правильный выбор скорости движения. Также необходимо помнить и о соблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства. На скользкой или обледенелой дороге дистанция должна быть увеличена в 6-7 раз.
Следует помнить то, что многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, в период заморозков и выпадения осадков чреваты самыми серьезными последствиями. Необходимо менять стиль и манеры вождения, особенно при движении по заснеженной и обледенелой дороге. Начинать трогаться с места необходимо очень плавно, без рывков, не допуская буксования колес. Если же все-таки началась пробуксовка колес, надо включить передачу заднего хода и подать автомобиль назад, а затем вновь повторить движение вперед. Скорость движения необходимо увеличивать постепенно и равномерно, а уменьшать тоже постепенно, применяя торможение двигателем без выключения сцепления. При необходимости резкого снижения скорости следует применять прерывистое торможение, для этого нужно умело пользоваться тормозной системой, причем плавно, не выключая сцепление, и только при прямолинейном движении автомобиля.
Помимо соответствующих технических характеристик транспортного средства водители при любых погодных условиях должны помнить о предельной осторожности, благоразумии и неукоснительном соблюдении Правил.
Отдельное внимание в осенне-зимних условиях следует уделить и самым уязвимым участникам на дороге – пешеходам, велосипедистам и возчикам. Этот период характеризуются не только коротким световым днем, но и сложными погодными условиями. Именно поэтому световозвращающий элемент был и остается главным атрибутом безопасности на дороге. Кроме того, не следует забывать также о том, что движение на велосипеде в зимних условиях запрещено.
На дорогах, приближенных к деревням и селам, вне зависимости от времени года, активно участвуют в движении местные жители – пешком, на велосипеде или гужевых повозках. Поэтому водителям при движении на автодорогах вблизи населенных пунктов важно проявлять особое внимание. Встречая данную категорию участников на загородной дороге, лучше всего снижать скорость до минимума и быть предельно осторожными при проезде мимо них. Дорога остается опасным местом. Любая непредвиденная ситуация может обернуться трагедией.
Госавтоинспекция УВД Могилевского облисполкома
|