Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Новости arrow При ожогах спасают И красоту возвращают
При ожогах спасают И красоту возвращают Печать E-mail
25.11.2015 г.

Струнович АлександрОжоговое отделение Могилевской больницы №1 по сути — областной ожоговый центр, где за год пролечивается около 1000 пациентов (взрослых и детей). И не только с ожоговыми травмами, но и с холодовыми (отморожениями). Оперируют здесь также хронические язвы (варикозные, нейротрофические). Восстанавливают кожный покров при пролежнях. На базе этого отделения успешно развивается и пластическая эстетическая хирургия.Сегодня Могилевский областной ожоговый центр – на передовых позициях среди аналогичных областных служб республики. Его заведующий Андрей Струнович, он же и главный внештатный специалист по комбустиологии УЗО, работает в этом отделении 15 лет. За достижения в здравоохранении награжден в нынешнем году Почетной грамотой Совета Министров РБ. Удостоен и специальной премии облисполкома как Человек года.

– Расскажите, пожалуйста, Андрей Александрович, вкратце о том, какими бывают ожоги и с какими из них поступают пациенты в это отделение?
– Есть четыре степени ожогов: первой – это покраснение кожи, второй – покраснения кожи с появлением на ней мелких пузырей; третьей степени «А» – пограничные; третьей степени «Б» и четвертой – самые глубокие.
Ожоги первых двух степеней считаются поверхностными и лечатся в основном в поликлиниках по месту жительства. Проходят они, как правило, бесследно. К нам с поверхностными ожогами поступают в том случае, если поражено 10 и более процентов кожного покрова. Ведь даже солнечный ожог первой степени может привести к смерти, если пострадало 90% кожи. Доставляют в это отделение и пациентов с поверхностными ожогами особой локализации (обожжено лицо либо пострадали шея, кисти рук, стопы, промежность).
Но преимущественно наши пациенты с ожогами глубокими, требующими оперативного лечения.

– Можно ли назвать причины, которые чаще других приводят в ваше отделение детей и взрослых?
– Не менее 50% поступающих к нам малышей в возрасте от года и до трех лет ошпариваются кипятком по недосмотру взрослых, чаще всего, чаем или кофе, которые мамы и папы ставят на край стола. Любознательный ребенок дотягивается до этой чашки и опрокидывает ее на себя. Травмируются голова, шея, передняя часть туловища, рука. Кожа у детей тонкая, и даже один стакан кипятка может вызвать у ребенка смертельно опасные травмы.
Получают малыши ожоги и схватившись за горячий утюг, дверцу плиты, от электроприборов, играя со спичками… В семьях, где есть маленькие дети, взрослые не должны с них глаз спускать.
К тяжелым ожогам у взрослых нередко приводит неаккуратное обращение с горючими материалами – бензином, растворителями красок. Используют их, например, растапливая печку, разжигая костер. И сколько ни говорят о том, что смертельно опасно курить в постели, да еще в нетрезвом состоянии, – это сплошь и рядом. Почти каждый год бывают смертельные исходы от ожогов, полученных во время пала сухой травы. Чаще всего такое случается по весне, когда прошлогодняя трава подсыхает и некоторые люди решают избавиться от нее с помощью огня. Поджигают прошлогодний бурьян. А ветер подул – и ситуация выходит из-под контроля. Огонь стремительно «разливается» по участку. Одежда на человеке воспламеняется, и он становится факелом среди огненного моря. В нынешнем году при пале сухой травы погибли житель Славгородского района и двое могилевчан. Лечилась у нас и дачница, получившая тяжелые ожоги при подобных обстоятельствах. Она решила сжечь на своем участке мусор и сухую траву. Но с огнем не справилась. В результате сгорела не только ее дача, но и пять соседних.
Нередко ошпариваются кипятком в бане потому, что сначала льют в тазик горячую воду и нечаянно опрокидывают его, когда идут за водой холодной. Нельзя отпускать в баню одних стариков. Не так уж редко им становится там плохо, пожилой человек может упасть на котел или в кипяток. Такие случаи есть.
Больше бывает у нас пострадавших в летний период, когда отключают горячую воду: то споткнутся с кастрюлей кипятка, то ручка у нее отвалится… Иногда на хозяйке вспыхивает рукав одежды, когда она протягивает руку над конфоркой горячей плиты.
Поступают в наше отделение с ожогами не только термическими, но и химическими. Обливаются концентрированными кислотами, щелочами, которые хранят не подписанными, не соблюдая меры предосторожности.

– Какую первую помощь можно оказать обжегшемуся человеку в домашних условиях?
– Во-первых, нужно немедленно избавиться от того, что травмирует потерпевшего. Так, если ребенок или взрослый человек обжегся кипятком, следует быстро снять облитую горячей водой одежду и охладить обожженное место холодной водой или прикладывая к нему какой-либо предмет из холодильника, предварительно обернув его полотенцем. Продают теперь в аптеках и специальные хладпакеты, которые следует иметь в домашней аптечке. Охлаждать ожог нужно около двух часов, иначе он будет углубляться. Но делать это можно только при ожогах поверхностных. Если же они глубокие, то следует лишь наложить сухую стерильную повязку и немедленно вызвать «скорую».
Химические ожоговые травмы нужно тщательно промывать холодной проточной водой (не менее 30 минут).

– Можно ли обрабатывать ожоги какими-либо лекарственными препаратами?
– Если они первой или второй степени, то после воздействия на них холодом можно смазать пораженное место и каким-либо противоожоговым водорастворимым кремом. Такие кремы разнятся по названиям: силвадерм, дермазин и другие, но в основе всех их действующее вещество сульфадиазин серебра. Кремы на водной основе можно наносить и на неглубокие химические ожоги при условии, что рана очень хорошо промыта водой.
При ожоговых травмах глубоких и обширных поверхностных пользоваться лекарственными препаратами в домашних условиях не следует.

– Совершенствуется ли с течением времени лечение ожоговой болезни?
– И существенно. При утрате 10% кожного покрова в случае глубоких ожогов развивается ожоговый шок. И далеко не каждого пострадавшего удавалось из него вывести. А при утрате 30% кожи и глубоких ожогах человек, как правило, погибал.
Сегодня же благодаря в значительной степени достижениям анестезиологии и реанимации пациента из шока выводим.
Изменилась и методика лечения глубоких ожогов. Раньше ожидали 3 – 4 недели, пока омертвевшие ткани (ожоговый струп) отторгнутся самостоятельно. При этом продукты распада сгоревших тканей всасывались в организм. Многие пациенты погибали от инфекционно-токсических осложнений.
Теперь же сгоревшие ткани убираем сразу, а после этой операции выполняем временную трансплантацию аллокожи (донорской). А недели через 3 кожу донора убираем и трансплантируем кожу нашего пациента. Лечение тоже, конечно, очень непростое. При обширных ожогах такая работа выполняется в несколько этапов, т.к. операция довольно травматичная, теряется немало крови, которую необходимо восстанавливать тоже поэтапно. Но прогноз лечения благоприятный, и весь процесс занимает гораздо меньше времени, чем по ранее практикуемым методикам.

– Объясните, пожалуйста, что такое аллокожа и зачем нужно ее трансплантировать, если потом она убирается?
– Аллокожу (трупную) мы получаем в отделе биотрансплантатов столичной судмед­экспертизы и используем ее как временное покрытие раны для более быстрого ее заживления. Дело в том, что надежно приживается лишь собственная кожа человека, а донорская – лишь на время. Недели через три организм ее отторгает.

– Из 50 коек отделения 10 отведены пациентам, которым выполняются реконструктивно-пластические операции. Кому их проводят?
– Пограничные и глубокие ожоги лечатся хирургически, заживают долго и без последствий не проходят – остаются рубцы. Их созревание длится от года до двух. Такие пациенты наблюдаются у нас длительное время. Рубцы могут быть патологическими, проблемными. Особенно в функционально активных областях (на суставах, шее, кистях рук, стопах). Могут приводить к развитию контрактур: когда, например, рубец не позволяет человеку разогнуть руку в локте. И приходится делать корригирующую операцию. Порой даже не одну. Особенно это характерно для детей. У них быстро растут костно-мышечные ткани, кожный покров, а рубец все больше стягивает их.
Приходится также корригировать рубцы от холодовых травм. Эти же койки предназначены и для пациентов с ранами хроническими – язвами варикозными, нейротрофическими, пролежнями.

– Уровень оказания помощи любой медицинской службой во многом определяется ее оснащенностью…
– И в этом отношении идем в ногу со временем. Есть радиоволновой и ультразвуковой дебридмент – аппарат для качественной обработки поверхности ран, особенно хронических. Радиоскальпелем работаем уже с 2001 года. С помощью ультразвукового аппарата удаляем омертвевшие ткани, стерилизуем рану и выравниваем ее края.
Есть в отделении две кровати на флюидизирующей основе. Стоит такая недешево, порядка 45 тысяч евро, но очень помогает в лечении тяжелых пациентов. Человек в ней, как на воздушной подушке парит. Снизу подается подогретый очищенный воздух. Создаются абактериальная среда, определенный температурный режим.
В прошлом году приобрели и аэротерапевтическую установку «Пеликан». По виду она как шатер, в котором человек с тяжелыми ожоговыми травмами находится в изолированной безмикробной среде.
Моем пациентов с обширными глубокими ожогами в специальной передвижной ванне-каталке с подъемником.

– В отделении проводятся и операции пластической эстетической хирургии. Расскажите, пожалуйста, об этом хотя бы в общих чертах.
– Выполняем довольно широкий их спектр. Это блефаропластика – операция на веках (убираем избыток кожи, жировые грыжи, морщинки у глаз); фронтопластика (разглаживание морщин на лбу); круговой фейслифтинг (подтяжка кожи лица и шеи); абдоминопластика (удаление жировых «фартуков» живота).
Проводим самую разную пластику молочных желез. Одним женщинам ставим имплантаты и увеличиваем грудь, другим по их просьбам ее уменьшаем, подтягиваем, изменяем форму. Проводим коррекцию ушных раковин. Удаляем доброкачественные образования: невусы, папилломы, устраняем патологические рубцы. Ежегодно проводим порядка 100 операций по пластической эстетической хирургии, и жалоб на некачественность такой работы не поступало. Заметьте, пожалуйста, – цены очень умеренные.

– Что можете сказать о сотрудниках отделения?
– Работает сплоченный коллектив людей, душевно чутких, преданных своему делу, грамотных и постоянно стремящихся совершенствоваться в профессии. Четверо из пяти хирургов – специалисты-комбустиологи высшей квалификационной категории. Стажировались не только в Минске, но и в Великобритании, Москве, Санкт-Петербурге, Украине. Много сил и души вложил в развитие отделения, создание на его базе центра эстетической хирургии опытнейший наш доктор Евгений Константинович Лобан. Очень перспективный и самый молодой врач нашей команды Максим Петрович Романов. На высшую категорию он пока аттестоваться не успел, но, не сомневаюсь, у него она будет.
Медицинские сестры тоже душевные, грамотные. Заботливые и внимательные санитарочки. Так что потенциал отделения высокий.

Валентина СОКОЛОВСКАЯ, Могилевские ведомости

 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев