Важность систем пожарной автоматики отрицать невозможно, что неоднократно доказывалось на практике. На эти цели предприятиями выделяются немалые денежные средства. Для обеспечения их надежной устойчивой работы, длительной эксплуатации, как и любых других технических средств, необходимо проведение своевременного и качественного технического обслуживания (ТО). На ряде объектов без должного ТО системы теряли свои свойства и приходили в негодность.
Каждый руководитель предприятия (организации), имеющий на своем объекте установленную систему автоматической пожарной сигнализации, должен знать о необходимости обязательного ежемесячного технического обслуживания пожарной автоматики. Данная норма закреплена в нормативных правовых актах МЧС Республики Беларусь. Руководящим документом, регламентирующим порядок проведения работ по техническому обслуживанию пожарной автоматики, является ТКП 316-2011 «Система технического обслуживанияи ремонта автоматических установокпожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации, систем
оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Организация и порядок проведения работ».
Задачи ТО пожарной автоматики сводятся к следующему:
- контроль технического состояния системы пожарной сигнализации, установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения о пожаре и управления эвакуацией;
- проверка соответствия установки и регулировки пожарной автоматики требованиям ТНПА;
- выявление и устранение причин отказов (произвольных срабатываний) системы пожарной автоматики и устранение неисправностей при ремонтах по заявкам заказчика;
- определение предельного состояния системы пожарной сигнализации, при которой дальнейшая эксплуатация становится невозможнойи др.
Так, что же должен знать руководитель или ответственное лицо предприятия-заказчика о правилах и порядке ТОпожарной автоматики сторонней организацией? Итак, начнем по порядку.
Во-первых, обслуживающая организация в обязательном порядке должна иметь соответствующее разрешение (лицензию) МЧС на право осуществления деятельности в части технического обслуживанияпожарной автоматики.
Во-вторых, при заключении договора на техническое обслуживание пожарной сигнализации в обязательном порядке должно быть проведено первичное обследование системы, результаты которого должны быть зафиксированы в соответствующих актах, подписываемых со стороны заказчика и исполнителя.
В-третьих, необходимо иметь в виду тот факт, что техническое обслуживание автоматики проводится в рамках Регламента 1 и Регламента 2, сроки проведения которых должны быть зафиксированы в условиях договора.
В-четвертых, заказчик в обязательном порядке должен назначить приказом ответственное лицо за эксплуатацию пожарной сигнализации и наделить его правом проверки полноты проводимого технического обслуживания и заверения своей подписью прочих исполнительных документов.
В-пятых, многие не догадываются об обязанности заказчика провести инструктажи по технике безопасности и пожарной безопасности с техническими работниками обслуживающей организации с обязательной фиксацией результатов проверки знаний в журнале учета инструктажей.
В-шестых, необходимо знать то, что обслуживающая организация должна заполнить Паспорт системы и оформить в двух экземплярах:
- журнал учета вызовов;
- журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту;
- график проведения технического обслуживания пожарной автоматики.
Кроме того на объекте у заказчика должны быть также оформлены журнал учета неисправной системы и журнал проверки знаний обслуживающего и оперативного персонала.
В-седьмых, обязательным требованием ТКП 316-2011 является организация контроля качества технического обслуживания как со стороны заказчика, так и со стороны обслуживающей организации. Так, не реже одного раза в квартал инженерно-технический работник обслуживающей организации должен провести плановый контроль качества ТО пожарной автоматики, о чем должен составить акт соответствующей формы.
Знание вышеизложенных рекомендаций и четкое следование им оградят и заказчика, и исполнителя от многих проблем в будущем.
|