Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Главная arrow Новости arrow Правительство предлагает три варианта повышения пенсионного возраста
Правительство предлагает три варианта повышения пенсионного возраста Печать E-mail
11.03.2016 г.

Правительство предлагает три варианта повышения пенсионного возрастаО совершенствовании пенсионной системы нынче говорят часто и фактически повсюду. Вопрос, образно говоря, не только «созрел», но и начинает «перезревать». Президенту его не раз задавали и в период недавней предвыборной кампании. Александр Лукашенко всегда отвечал честно: тему повышения пенсионного возраста рано или поздно рассматривать придется. Жизнь заставит. Но поскольку она касается всего общества, то решение может быть принято лишь после обстоятельного совета с людьми. И такой совет сегодня идет. Общественное обсуждение набирает обороты. Свои предложения подготовило и Правительство. Они стали предметом рассмотрения на совещании у Президента.

Говоря упрощенно, дилемма стоит такая: уходить на заслуженный отдых пораньше, но денег получать меньше. Или чуть позже, но с содержанием, которое как минимум не упадет ниже 40 процентов от средней по стране зарплаты.

Почему именно такой расклад? Его корни в демографии. Сейчас у нас на 100 работающих приходится 61 пенсионер. Объективные расчеты говорят, что в 2020 году соотношение будет уже 100 к 66. Если ничего не предпринимать, то к 2030 году 100 работающих должны будут содержать уже 78 пенсионеров. Поддерживать уровень пенсий — задача все более сложная. Уменьшать их размер нельзя. Увеличивать тарифы отчислений в Фонд социальной защиты — чревато. У экономики тоже есть запас прочности. Вот и получается, что маневр с повышением пенсионного возраста наиболее приемлем.

Президент не стал скрывать, что он не раз обсуждал эту тему с ближайшими партнерами — руководителями России и Казахстана. Они тоже озабочены увеличивающимся демографическим дисбалансом в своих странах. Впрочем, сегодня это проблема очень многих развитых стран. Даже весьма зажиточных. И если уж в богатых государствах пенсионный возраст значительно выше нашего, то у этого есть очень серьезные основания.

При обсуждении темы Президент требует главного: учитывать все нюансы. Продолжительность жизни мужчин и женщин, специфику города и села, условия труда в некоторых сферах и другие факторы. Но вот факт: в сравнении с 90-ми годами прошлого века средняя продолжительность жизни в Беларуси увеличилась примерно на пять лет. Это хороший итог проводимой в стране социально-экономической политики. Но при этом немалое количество людей пенсионного возраста хотят оставаться и многие остаются на трудовом посту. И вот интересный момент. Мониторинг общественного мнения показывает, что идею повышения пенсионного возраста зачастую поддерживают именно работающие пенсионеры. А вот те, кто уже на заслуженном отдыхе, — сомневаются. О чем это говорит? Скорее всего, о недостаточной разъяснительной работе, на что особо указал Александр Лукашенко. Широкое общественное обсуждение темы — принципиальное условие. Кстати, на страницах СБ общественной дискуссии на эту тему было уделено много газетной площади....

Отдельно вопрос стоит по силовым структурам. Увольнение в запас офицеров и прапорщиков по возрасту в 45 лет, возможно, оправданно при особых условиях службы, но общим правилом вряд ли может быть. Времена изменились. Все же мужчина в 45 не просто полон сил и профессионального мастерства, а в их расцвете. А подходы к повышению пенсионного возраста, особо отметил Президент, должны быть одинаковыми для всех.

Алгоритм принятия важных решений у нас выработан давно. Определяющее условие: не затевать реформы ради реформ, а идти от жизни. И коль она подталкивает к действиям, их не избежать. Но надо учитывать и другую сторону вопроса. Коль люди будут дольше работать, то и мест для этого должно быть больше. В том числе и за счет стимулирования развития малого и среднего бизнеса. На это Александр Лукашенко указал особо. Ведь если работающее поколение на вершине, то у подножия ежегодно выходят из вузов молодые специалисты, которым государство гарантирует первое рабочее место. Этот постулат остается незыблемым.

Мониторинг общественного мнения будет продолжен. Разъяснительная работа, разумеется, тоже. И не потому, что пенсионные трансформации могут как-то повлиять на социальную стабильность в стране. Просто это незыблемая суть государственной политики: никого нельзя обидеть. Особенно в таких чувствительных сферах.

На суд общественности пока выносится три варианта. Это выход на пенсию женщин в 60 лет, мужчин в 65. Два других — 60 и 63, 58 и 63 соответственно. У каждого есть своя мотивация, как экономическая, так и житейская. В том числе и учитывающая проблематику гендерного равенства. За какой вариант выскажутся люди — покажет время. Пока же за точку отсчета принимается 1 января 2017 года. С этой даты может начаться поэтапное повышение пенсионного возраста. А может, в ходе общественного обсуждения выкристаллизуются новые дельные предложения. Они, безусловно, тоже будут учтены.

Президент:

— Я нахожусь между двумя потоками мнений: предложения Правительства, основанные на экономике, — и абсолютно здесь я с ними солидарен, и мнением народа, к которому я не прислушаться не могу....

Я долго думал над этой проблемой и буду исходить из одного принципа, которым пользуюсь всегда: не процессы, происходящие в обществе, экономике, должны управлять нами, а мы должны управлять этими процессами. И если ситуация терпима, можно потерпеть, но если она приближается к тому Рубикону, который невозможно допустить и перейти, значит, надо принимать решение, чтобы потом эти процессы не управляли нами, потому что это будет себе дороже как в политике, экономике, так и в финансах....

Надо внимательно и всесторонне рассмотреть все аспекты обсуждаемой темы и выработать наиболее оптимальные варианты, чтобы наша пенсионная система была надежной и работала без сбоев на благо людей.

sb.by

 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев