В любой мировой культуре ребенок — одна из высочайших ценностей, которой наградила человека природа. Но что же происходит, когда рождается ребенок с нарушениями развития?
Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а так же контакты с социумом искажаются.
У родителей такого ребенка окружающие начинают «выискивать» отклонения от нормы и воспринимать его как психически больного. Естественно, такое отношение возводит невидимую стену между семьей и окружением. Родители «особенных» детей чрезвычайно страшатся, а порой и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку, используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий». Известны случаи, когда родители даже отказывались от социальной пенсии.
Ощущение безысходности испытывают родители не только маленьких детей, но и уже взрослых молодых людей. Близкие, стыдясь дефекта ребенка, оставляют его дома. Хорошо, если родители могут каким- либо образом занять своего ребенка. Однако в большинстве случаев это представляет особые трудности в силу проявляющихся нарушений, отсутствия знаний у родителей о том, какими видами деятельности его занять. У молодого человека, оказавшегося в такой ситуации, теряются сформированные в процессе коррекционного обучения учебные навыки (письмо, чтение, счет), вырастают комплексы социального отчуждения, снижается потребность даже в доступном труде.
Оказавшись буквально запертым в четырех стенах, такой молодой человек постепенно теряет и навыки социального общения, в результате чего возникает чувство безнадежности, собственной ненужности. Часто от родителей таких детей, а также и молодых людей приходится слышать: «Наши дети никому, кроме нас, не нужны» или «Я боюсь выпускать его на улицу без себя, его обидят, засмеют». Когда родители молоды, им хватает сил, чтобы справляться с возникающими трудностями, часто не обучая своего ребенка определенным навыкам, а придерживаясь правила: «Я сам сделаю лучше и быстрее чем ты». Но вот приходит старость, а молодой человек много не умеет и не самостоятелен. Кто ему поможет хотя бы дельным советом?
В учреждении «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г.Могилева» работает отделение дневного пребывания для инвалидов, деятельность которого направлена на восстановление нарушенных или утраченных навыков к самообслуживанию и в подготовке к самостоятельной жизни. Занятии в кружках по бисероплетению, тестопластике, вышивке, домоводству, музыкотерапии, в тренажерном зале, работа в специализированной швейной мастерской, благоустройство территории, обучение поведению в быту, коллективное посещение общественных мест досуга и культурных мероприятий, взаимная помощь и другие виды социализации наиболее ценны, так как позволят молодому человеку осознавать себя как взрослого человека, ежедневно отправляющегося на занятия в центр, как идут на работу другие члены его семьи. При этом он продолжает жить в семье, не нарушая привычные для него связи и окружение.
В заключении хотелось бы обратиться к родителям «особенных» молодых людей: Не замыкайтесь в своих проблемах, приходите в Центр, приводите своих детей, здесь Вам помогут опытные специалисты!
Заведующий отделением дневного
пребывания для инвалидов Шейко Наталья Константиновна |