Администрация Октябрьского района г. Могилева

Версия для слабовидящих

Кризисное убежище Печать E-mail
29.01.2019 г.

Деспотизм в семье явление, увы, достаточно распространенное. Он не обязательно проявляется в форме побоев и угроз — это могут быть и бесконечные придирки, едкое высмеивание, сцены ревности, требование отчета за каждую копейку…
Плохо, когда кто-то из членов семьи злоупотребляет спиртным, совсем никуда, если домочадцам приходится терпеть не только оскорбления, но и избиения. Чаще агрессором выступает сильный пол, а женщины, бывает, годами терпят унижения, потому что не хотят огласки, «выносить сор из избы» или им просто некуда идти. Но вот беда: муж пришел пьяным до невменяемости, поднял руку на супругу, женщина бросается бежать и... Куда податься?

    Что ж, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, могут найти временное убежище и в так называемых кризисных комнатах, созданных в системе соцзащиты населения. 

    — Мы, по положению, можем оказать приют гражданам, ставшим жертвами торговли людьми, лицам, пострадавшим от насилия, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также детям-сиротам, — говорит завотделом социальной адаптации и реабилитации Центра социального обслуживания населения Октябрьского района г. Могилева Наталья Евменькова. — В прошлом году мы предоставили временное жилье 11 лицам, попавшим в сложную ситуацию. Из них 6 женщин пострадали от домашнего насилия. Столько же человек приютили и в 2017 году. 

    Кризисная комната только называется комнатой, на самом деле это благоустроенная трехкомнатная квартира в одной из жилых многоэтажек, адрес которой держится в строжайшем секрете. В помещении есть все необходимое — мебель, постельные принадлежности, телевизор, гладильная доска, посуда и посудомоечная машина, микроволновка, кухонный комбайн и пылесос. Проживание — бесплатное, за «коммуналку» тоже рассчитывается социальная служба. Однако питание, уборка и стирка, покупка лекарств — все это, по закону, за счет собственных средств жильцов. Бывает, правда, что человек приходит в одном халате и тапках — что ж, без поддержки его не оставят, окажут спонсорскую помощь. Каждому жильцу выдают ключи — никто не запирает в четырех стенах. Разве что говорить о своем местоположении не разрешается даже близким и родным. Такая тайна — для того, чтобы жилец был максимально защищен от возможного давления со стороны агрессора, из-за которого пришлось покинуть собственный дом. Окна комнаты защищены решетками, есть и тревожная кнопка.

    — Жильцам предоставляется полная свобода действий, — подчеркнула Наталья Евменькова. — В то же время за комнатой закреплен наш психолог, мы регулярно навещаем, созваниваемся, оказываем психологическую помощь, выясняем, в чем корни проблемы, подсказываем, как можно справиться с ситуацией.

    В кризисную комнату, по словам специалистов, люди могут обращаться по собственной инициативе, когда, что называется, жизнь довела до того, что хоть из дома беги, по направлениям органов по труду, занятости и соцзащите, но чаще всего пострадавших от семейного насилия направляет милиция, куда они обратились за помощью. Это значит, что отношения в семье накалены до предела, донельзя. Как рассказывали психологи, женщины в течение многих лет способны терпеть унижения. А потом чаша весов переполняется, и они не выдерживают, обращаются за помощью в милицию. После направления в комнату с пострадавшими от домашнего насилия начинает работать психолог — его задача снять кризис, выработать определенный алгоритм действий.

    Кризисная комната хоть и временный приют, однако находиться здесь можно, сколько нужно — до разрешения конфликтной ситуации в семье. Срок пребывания — индивидуален: для кого-то это несколько дней, для кого-то несколько месяцев — все зависит от конкретной ситуации. Но в любом случае человек, находясь здесь, решает не жилищный вопрос с проживанием на всем готовом, а получает необходимую передышку и возможность обсудить проблемы со специалистами, способными дать грамотную консультацию по семейным отношениям. А еще подсказать тем, кто все-таки хотел бы сохранить семью, где найти «ключ», чтобы выйти из кризисной ситуации и стать на путь примирения. Главное, говорят специалисты, понимать: безвыходных ситуаций не бывает! 

    — Нам удавалось спасти семьи, которые были на грани  развода, —  рассказывает Наталья Евменькова. — Женщина с тремя детьми была направлена РОВД в нашу кризисную комнату после очередной ссоры с мужем. Настроена она была решительно: хочу разводиться — и все. Муж, по ее словам, мог выпить, но все-таки спиртным не злоупотреблял, однако в порыве гнева устраивал скандалы, постоянно придирался и оскорблял. Словом, заявила женщина, отношения исчерпали себя. Мы посоветовали пожить здесь, собраться с мыслями. В этом, кстати, главная функция кризисной комнаты: чтобы человек мог хорошенько подумать о выходе из ситуации, принять взвешенные решения о дальнейших действиях, его надо переместить в спокойную обстановку. Как правило, отношения осложняются там, где супруга в чем-то зависит от мужа. Значит, можно попробовать эту зависимость свести к минимуму. К примеру, если муж обеспечивает супругу деньгами, стало быть, ей надо самой зарабатывать. Тем самым она покажет, что если агрессор будет и дальше с ней плохо обращаться, то она действительно с ним разойдется, поскольку независима от него. Второй момент: мы помогли женщине посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть ее максимально объективно. Чем вызвана агрессия мужа? Может, у него хватает проблем на работе, а тут еще жена постоянно жалуется на жизнь? Словом, порекомендовали женщине сменить модель поведения, попробовать откровенно поговорить о том, как жить дальше, с мужем. Она приехала домой, и оказалось, что супруг, пожив без семьи, был готов на все, чтобы ее вернуть… 

    Первоочередная задача психолога, рассказали специалисты, — снять кризис, а дальше уже начинается индивидуальная работа с человеком. В прошлогоднем ноябре в Могилев по распределению, окончив учебное заведение, приехала девушка-сирота. Так получилось, что с работой пришлось повременить, жилье будущий работодатель тоже не предоставил — молодой специалист оказалась в стрессовой ситуации. Социальная служба направила ее в кризисную комнату, за 10 дней специалисты помогли решить девушке проблемы с будущим работодателем и жильем. А по поводу другой молодой женщины — матери-одиночки — забили тревогу органы образования: она с малышом ютилась в неприспособленном для проживания помещении. Оказалось, ушла из дома, не вынеся попреков со стороны матери… В кризисной комнате мама с ребенком прожила около 20 дней, пока не удалось разрешить ситуацию. 

    Обратилась за психологической помощью и многодетная семья из Украины, бежавшая, бросив все хозяйство, из района боевых действий. Муж с женой и тремя детьми остановились у дальней престарелой родственницы — жили впятером в одной комнате. Муж устроился на работу, но зарплата была маленькой. Старшие дети ходили в школу, а супруга оставалась дома, ухаживая за маленьким ребенком. Привезенные с собой сбережения быстро закончились — на почве безденежья начались конфликты в семье. В прежней жизни проблем с деньгами не было, здесь надо было все начинать с нуля. Отношения в семье накалились до такой степени, что супруге с детьми пришлось бежать, куда глаза глядят, им предложили временное убежище в кризисной комнате. После чего специалисты начали работать с членами всей семьи. Благо и муж не отказывался от бесед с психологами. В результате и супруга поняла, как лучше себя вести и общаться с мужем, отвечать и реагировать на его слова, чтобы не вызвать агрессию. И муж научился более-менее контролировать свои эмоции. Социальные работники помогли женщине найти работу, устроить ребенка в детский сад. Сегодня в семье все нормализовалось, она сняла себе новое жилье, стала гораздо увереннее смотреть в будущее. 

    Самый длительный срок пребывания в кризисной комнате — 60 дней: пожилой женщине, пенсионерке, пришлось уйти туда из-за родного брата. Он вернулся домой, где они проживали с матерью, из мест лишения свободы. Потом мать умерла, брат, злоупотреблявший спиртным, постоянной работы не имел, устраивал скандалы, требовал деньги на бутылку. В общем, не давал сестре нормально жить. В кризисной комнате у нее было время, чтобы обдумать ситуацию и принять какое-то решение. В результате она обратилась к дальним родственникам в другой город, которые проявили к ней участие, и уехала жить к ним.

    А чтобы вообще свести к минимуму проблему насилия в семье, говорят соцработники, необходимо, по большому счету, работать с двумя сторонами конфликта — как жертвой, так и агрессором. Многие женщины рассказывали, что если поначалу оскорбления и побои случались раз в несколько лет, то к моменту заселения в кризисную комнату это стало чуть не ежедневной ситуацией. Как поступить, чтобы насилие прекратилось? Обратиться за помощью — в милицию, к психологам, юристам. 

    — Психологи нашего центра на анонимной основе и бесплатно могут проконсультировать людей по самым разным вопросам, — подчеркнула Наталья Евменькова. — Не только по проблемам в семейной жизни и психологическим травмам (развод, расставание, насилие, утрата и т.п.), но и по поводу детско-родительских (истерики, драки в школе, агрессивность и другие) и социальных отношений (безработица, конфликты с начальником), внутриличностных конфликтов (тревога, одиночество). Чувствует человек, что не может справиться с навалившимися проблемами, — обращайтесь к нам. Если, например, женщина будет молчать о насилии в отношении себя, то все будет повторяться. А вот если мужчина поймет, что насилие в семье может получить огласку, то, возможно, чтобы не портить репутацию в глазах окружающих, не потерять работу, задумается о том, как исправить ситуацию.

    Ну, а если агрессор «закусил удила», не идет на контакты со специалистами? По словам психолога Максима Валюженцева, к такому человеку применяются различные способы воздействия. К примеру, за дебоши и скандалы милиция его может временно изолировать, если насильник болен алкоголизмом, то возможно решение вопроса о направлении в ЛТП. Кроме того, милиция вправе выписать защитное предписание: агрессора обязывают на определенное время покинуть жилище, запрещают пользоваться совместной собственностью и общаться с жертвой — в том числе по телефону и интернету. 

    Вот только время это — проходит… По мнению специалистов, надо внести такие изменения в закон, чтобы человека, совершающего насилие в отношении близких, можно было направлять на коррекционную программу (сейчас это возможно только с его добровольного согласия). К примеру, в Израиле свыше 15 лет работает реабилитационный центр не только для жертв домашнего насилия, но и для агрессоров. Пребывание в нем по решению суда может заменить такую меру пресечения, как тюремное заключение. По статистике, такая терапия дает положительный эффект более чем в 90% случаев. 

    Самое главное, говорят психологи, чтобы женщина осознала: само по себе давление со стороны агрессора не исчезнет, поскольку оно ему удобно и выгодно. Поэтому действовать, чтобы прекратить насилие в отношении себя и детей, она в первую очередь должна сама.

mogilevnews.by

Последнее обновление ( 29.01.2019 г. )
 
« Пред.   След. »

Сайт Президента Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Национальный центр правовой информации Единый портал электронных услуг МНИС Могилевский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Единый государственный регистр Могилевский городской исполнительный комитет Могилёвский областной исполнительный комитет

© 2012-2024 Администрация Октябрьского района г. Могилева.
Разработка и поддержка: Государственное предприятие «МОЦИС», г. Могилев