К сожалению семьи, находящиеся в социально-опасном положении, встречаются часто. Нередко причины семейного неблагополучия кроятся в недостатке материальных благ, алкогольной зависимости, психологическом и физическом насилии со стороны близкого человека.
Существуют и другие причины семейного неблагополучия – проблемы, которые касаются внутреннего мира человека: психологическая готовность к материнству и отцовству; внутриутробное вынашивание малыша; воспитание ребенка; психологический климат семьи; взаимоотношения между родителями и их родственниками; традиции и правила, которые передаются из поколения в поколение; случайные знакомые, которые влияют на взаимоотношения родителей и др.
«Клубок начинается с маленькой ниточки», т.е. любая вышеперечисленная причина может повести за собой множество других, ей подобных. А любой проступок внешне со стороны окружения может сформировать неверное суждение о сложившейся ситуации в семье.
Сегодня мы обратимся к одной из важнейших проблем – психологическая готовность к материнству. Так как появление малыша на свет предназначено женщине, и тому, как она отнесется к данной новости, внутриутробному вынашиванию, социальному окружению, отказу от негативных привычек (курение, алкоголь, физические нагрузки) и т.п., зависит полноценное становление и развитие ребенка.
Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства. В практике работы с беременными чаще всего предлагается следующее: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; подготовка к родам; личностный рост; освоение навыков ухода за ребенком.
Теоретические и практические исследования в области психологии материнства свидетельствуют, что для эффективной подготовки женщины к рождению и воспитанию ребенка необходимо осуществлять психологическую работу в нескольких направлениях:
- повышение личностной зрелости;
- коррекция родительских установок и форм взаимодействия с ребенком;
- оптимизация мотивации рождения ребенка;
- повышение материнской компетентности;
- коррекция онтогенетического развития материнской сферы.
Для осуществления этих целей необходимо применять соответствующие методы индивидуальной диагностики, индивидуального консультирования и индивидуальной и групповой психологической работы с женщиной и ее семьей.
Для проектирования диагностики и психологической работы с женщиной и ее семьей в период ожидания, рождения и воспитания ребенка необходимо четкое представление о том, что понимается под готовностью к материнству. В такой готовности можно выделить пять основных блоков.
- Личностная готовность:
- общая личностная зрелость (адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; внутренняя каузальная атрибуция и внутренний локус контроля; отсутствие зависимостей) и личностные качества, необходимые для эффективного материнства (эмпатия; способность к совместной деятельности; способность быть «здесь и теперь»; творческие способности; интерес к развитию другой личности; интерес к деятельности выращивания и воспитания; умение получать удовольствие; культура тела).
- Адекватная модель родительства:
- адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры;
- оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение [1].
- Мотивационная готовность:
зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится:
- средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины;
- средством удержания партнера или укрепления семьи;
- средством компенсации своих детско-родительских отношений;
- средством достижения определенного социального статуса и т.п.
- Сформированность материнской компетентности:
- отношение к ребенку как субъекту не только физических, но и психических потребностей и субъективных переживаний;
- сензитивность к стимуляции от ребенка;
- способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние;
- гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития;
- необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром;
- способность к совместной деятельности с ребенком;
- навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.
- Сформированность материнской сферы.
- Материнство как часть личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера) включает три блока (эмоционально-потребностный; операциональный; ценностно-смысловой), содержание которых последовательно формируется в онтогенезе женщины (во взаимодействии с собственной матерью и другими носителями материнских функций;
- сюжетно-ролевой игре в куклы и семью; во взаимодействии с младенцами до рождения своего ребенка; в период полового созревания; во взаимодействии с собственными детьми).
- В каждом блоке должны быть сформированы необходимые компоненты. В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка);
- объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний).
- В операциональном: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений).
- В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.
Подводя итог, хочется обратиться к словам Франклина Рузвельта:
«Мы не всегда можем сделать будущее лучшим для наших детей, но мы всегда можем их к нему подготовить».
Психолог отделения САиР Сорокина А.С.
Учреждение «Центр социального
обслуживания населения Октябрьского
района г.Могилева» |