«Ну, так некстати эта война, так некстати! Разгар сессии, на карту ставится судьба, а тут на тебе,-- рассуждения героя повести Могилевского прозаика Михаила Шумова «Придет и твое время!» были близки настроению и тогдашнего студента-историка пединститута Петра Лихачева, и других их однокашников, мечтавших: кто-- об успешной сдаче сессии, кто -- о летних каникулах, а кто--и об участии в настоящей археологической экспедиции.--…Хорошо, если до июля успеют разбить немцев или хотя бы отогнать. А если нет? Да еще загребут на войну… тогда вообще все полетит кувырком».
Пешком за знаниями в Могилев
В отличие от литературного героя Петя Лихачев не боялся, что его «загребут на войну». Тяга к знаниям у сельского парнишки была неимоверная. В 10-летнем возрасте потерял отца, участвовавшего в Первой мировой войне и отравленного немецкими газами. Вдова-мать в одиночку поднимала троих детей. Петру приходилось рассчитывать на собственные силы: чтобы заработать на кусок хлеба батрачил на чужих людей. Единственной отрадой для способного ребенка стали книжки, которые он брал в сельской избе-читальне и читал «запоем» в редкие минуты отдыха и при неверном свете лучины. Мать жалела на баловство даже щепочки, что говорить о керосине, который в родной деревне паренька Езерщина Браковского сельсовета ценился едва ли не на вес золота. Случалось книголюбу водить пальцем по строкам, проговаривая слоги, из которых состояли мудреные слова, даже в лунном свете. В 1935 г. Лихачев окончил педагогические курсы, потом поступил на педрабфак—были и такие формы обучения для молодежи, стремившейся от сохи или станка к грамоте. Одновременно работал учителем. В Могилев для поступления в пединститут Петр пришел из деревни пешком, что в то время было неудивительно. Трудности Петьку не пугали, его привлекала история. Все то, что происходило задолго до его рождения (наш герой появился на свет в 1919 г.)—за сотни, а то и тысячи лет. Он недоумевал по поводу призывов «сбросить с корабля истории» все, что происходило до Великой Октябрьской социалистической революции. Свои мысли Лихачев вслух не высказывал: крестьянская смекалка подсказывала парню, что полезнее семь раз отмерить, чем один раз отрезать. С приобретением новых знаний студент любил проводить исторические параллели. Эту привычку он не оставил и, пройдя через испытания войной, прожив долгие годы жизни и приобретя бесценный педагогический опыт, когда работал директором Могилевского педучилища и преподавал историю. В его рабочей тетради, попавшей в мои руки, с планами уроков, написанными в 1947 году, проведена та самая параллель, линии которой прошли через судьбу вчерашнего фронтовика. В теме урока «Семилетняя война», посвященной участию России в войне с пруссами, синим карандашом жирно подчеркнута фраза -- «В 1760 году русские взяли Берлин».
«Строчи, пулеметчик, за синий платочек»
В 1930-1940-е гг. в молодежной среде пропагандировалось движение «Готов к труду и обороне». Юноши и девушки сдавали нормы ГТО, посещали аэроклуб, учились прицельной стрельбе из оружия. 22-летний Петр Лихачев не только успешно сдавал сессии, но и неоднократно отмечался премиями за меткую стрельбу из винтовки. Более того, он артистично управлялся с пулеметом «Максим». Что иногда служило поводом для шуток приятелей-однокурсников: «Ну, ты, Петька, даешь! Прям как ординарец Чапаева!» Вот только не имелось у Петра ни легендарной подруги, ни обычной девушки. Парень он был скромный. Поэтому и на фронте, а Лихачева призвали в действующую армию 24 июня 1941 г., не о ком было ему мечтать, когда доводилось услышать строки песни «Синий платочек», ставшей популярной в исполнении Клавдии Шульженко:
«Строчи, пулеметчик, за синий платочек, что был на плечах дорогих…»
Помощник командира взвода Петр Лихачев получил первое боевое крещение в Смоленском направлении в качестве пулеметчика. В мирное время Петр Герасимович вспоминал о том, как его взвод получил задание отбивать вражеские атаки на фланге полка. Командир взвода погиб. Лихачев не только принял на себя командование, но и строчил по гитлеровцам до последнего патрона. Санитары подобрали парня тяжело раненым. Мужество вчерашнего студента было отмечено высокой правительственной наградой—орденом Красной Звезды. Командование учло лидерские качества характера бойца, отправив его обучаться на краткосрочных офицерских курсах, после которых он воевал в составе 36-го стрелкового корпуса Западного, 3-го Белорусского, затем 1-го Украинского фронтов. О вехах боевого пути Лихачева свидетельствует и медаль «За оборону Москвы». Памятная битва на подступах столицы СССР способствовала дальнейшему освобождению территории страны, ранее оккупированной врагом.
При освобождении родной Белоруссии Петра Герасимовича за отвагу и умелое командование в сложных условиях наградили орденом Отечественной войны II степени. Под «сложными условиями» подразумевалась ликвидация частями 31-й армии группировки немецко-фашистских войск, окруженной восточнее Минска. Таким же орденом Лихачева отметили за освобождение Гродно и Вильнюса. Третий орден стоил фронтовику здоровья: в боях его контузило. Но офицер отказался от госпитализации и продолжил путь на Запад. В составе Неманского ордена Суворова корпуса воин дошел до Кенигсберга, освобождал Прагу. После Победы Петр Лихачев возвращался на Родину, выжив после двух ранений и контузии, награжденный тремя орденами Отечественной войны II степени, 8 боевыми медалями. А еще командование отметило Петра Герасимовича ценным подарком—мотоциклом. Бравому офицеру предлагали учебу в Академии Генерального штаба, но он предпочел отказаться от заманчивого предложения—по состоянию здоровья.
Заслуги на трудовом фронте
В блеске наград и звании подполковника запаса вернулся Лихачев на малую родину, где его не встречали родные и близкие. В автобиографии Петр Герасимович писал: «В годы войны младшие брат и сестра участвовали в партизанском движении и погибли от рук немецких оккупантов. Дом и все имущество были сожжены за то, что я служил в действующей Красной армии. От рук фашистов погибли 17 моих близких родственников, в том числе и мать». Демобилизовался фронтовик из рядов действующей армии 30 сентября 1945 года. 8 октября того же года бывшего офицера назначили приказом министра просвещения БССР директором Могилевского педагогического училища. На этой должности Лихачев проработал более 40 лет.
Педучилищу после войны досталось двухэтажное здании дореволюционного Александровского реального училища. Точнее то, что осталось от корпуса после бомбежек и оккупации. «В трудных условиях послевоенного периода, в короткий срок было восстановлено здание, разрушенное войной. К концу 1950 г. созданы благоприятные условия для учебно-воспитательного процесса,-- писал директор. -- С 1960 г. изготавливалась проектно-сметная документация по строительству общежития на 400 мест, реконструкции старого здания училища с надстройкой двух этажей учебного корпуса и возведения спортивного корпуса. Все намеченное было завершено в 1970 году. В 1984 г. построены второй корпус учебного здания на 960 мест и столовая на 220 посадочных мест».
В 1980-е гг. заканчивалось и строительство второго—12-этажного общежития на 640 мест.
Слава Могилевского педучилища в то время гремела на всю страну. Профильное учреждение регулярно лидировало во всесоюзных и республиканских соцсоревнованиях и различных конкурсах. На вечное хранение ему оставлялись переходящие Красные знамена ЦК КПБ и др. высоких ведомств. «Кузница кадров» со средним специальным образованием выпускала в жизнь учителей начальных классов, пения и музыки, физического воспитания, воспитателей детских садов. За годы директорства Лихачева педучилище подготовило более 20 тысяч специалистов.
В мирное время Петра Лихачева наградили орденом Отечественной войны I степени. Его заслуги на трудовом фронте отмечались орденом Октябрьской революции, присвоением почетных званий «Отличник просвещения СССС», дважды—«Отличник народного просвещения БССР», «Заслуженный учитель школы БССР», десятками почетных грамот. Петр Герасимович вместе с женой, тоже участницей войны, заслуженным врачом Ниной Афанасьевой, воспитал четверых детей. Два сына, ученые-физики трагически погибли. Отец смирился с их смертью, но тяжело переживал отставку с занимаемой должности.
В приветствии коллег, подаренном юбиляру в связи с 60-летием, есть строки:
«Мы Вам плетем венки любви и славы,
Мы дарим нежность Вам свою,
Мы бесконечно благодарны
За то, что Вы всегда в строю…»
|